Владимир Крупин. О последних фильмах Павла Лунгина «Остров» и «Царь»
Март 8th 2010 -
02.12.2009
«Привычно для нас зрелище многочисленных кинофестивалей. Барабаны и фанфары, шествия «звёзд», богатые награды, интервью. Фильмы-победители, конечно, называются гениальными, выходы их на экраны — событиями. Сколько доходов собирают киноленты, сколько стоит их производство — все нам подробно рассказывают, убеждая в величии киноиндустрии. На самом же деле индустрия эта – давно проституирована и подчинена или политике, или доходам. Побольше состричь шерсти с баранов-зрителей да как следует их оболванить — вот и вся задача «творцов». Да, есть и честные режиссёры, но они вставлены в жёсткость структуры и если не обслуживают интересы закулисных заказчиков, то просто не будут иметь возможности снимать фильмы», — говорится в статье известного русского писателя cопредседателя правления Союза писателей России Владимира Крупина, размещенной в электронном издании «Фонд стратегической культуры».
«Вот режиссёр П. Лунгин. Снял в угоду Западу мерзейший фильм «Такси-блюз», который очень хвалили в своё время СМИ. Ещё бы – такая в нём показана Россия – любо-дорого господам либералам. Потом Лунгин снимает фильм «Остров», показывающий полнейшее непонимание монашеской жизни. Но, по крайней мере, в фильме есть тема греха и искупления, и фильм для невоцерковлённой молодёжи даже и полезен. В монастырь, конечно, никто не пошёл после фильма, но хоть, может быть, задумались, что есть и ещё жизнь, кроме их жизни. Режиссёр тоже не монах, ему не молитва, ему успех нужен», — считает русский писатель.
«А успеха он достиг и, воодушевлённый, хватается за самое болезненное и самое беззащитное, что есть у русских, – за русскую историю. Кто только над ней не издевался, особенно киношники. Эйзенштейн – предшественник и учитель Лунгина в показе Иоанна Грозного. Никоим образом не идеализируя царя, скажем о народном мнении о нём. Мнение это благодарное. Защищал и расширял Россию. Противостоял католикам, освободил Казань. И сына (тут нельзя верить ни Карамзину, ни Курбскому) не убивал. Ладно, Мамонову-то, получается, всё равно, что играть, но стыдно за священника Иоанна Охлобыстина. Он всё никак не расстанется с эстрадным прошлым – участие в показе такого выдуманного звероподобного душегубца кто ему приказывал принимать? Лунгин велел? А совесть? Или напомнить, что у Ильи Репина, написавшего полотно «Иван Грозный убивает своего сына», отсохла рука, а позировавший ему писатель Гаршин выбросился из окна? Вот и актёр Олег Янковский, игравший роль митрополита Филиппа, внезапно умер. Говорят, что он, в митрополичьем облачении, курил. Да ещё и надев подлинный наперсный крест», — заключил Владимир Крупин.
Русская линия