Суицид — это отсутствие любви и веры
Март 8th 2017 -
О причинах распространения детского суицида мы беседуем с виктимологом факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета Николаем Соколовым.
— Николай Николаевич, почему происходят случаи детского и подросткового суицида?
— Помните у Достоевского в «Братьях Карамазовых» в рассуждениях об аде говорится, что ад можно выразить двумя словами: «Слишком поздно!».
Великий писатель и психолог говорил здесь о неминуемой страшной участи грешника и невозможности изменить ее человеку, уже находящемуся в аду. Мне же эти слова вспомнились в связи с чередой страшных детских самоубийств, прокатившихся по нашей стране и в нашем городе. Слишком поздно! Слишком поздно нам, родителям, учителям, священникам что-то сделать, чтобы вернуть этих детей. Слишком поздно мы забили тревогу, когда уже тысячи детей и подростков давно находятся в состоянии «пассивного» суицида под воздействием алкоголя и наркомании. И самое страшное, что современное общество начинает привыкать к таким событиям.
Чтобы понять, почему сегодня происходят такие страшные вещи, давайте на время попытаемся представить, что чувствует ребенок у последней черты, и что предшествует совершению этого безумного шага.
Любое самоубийство связано с потерей смысла жизни, обрушением своих личных надежд, ожиданий. Происходит так называемая экзистенциальная фрустрация личности. Причинами этого состояния могут стать как внешние, так и внутренние факторы, которые практически всегда взаимосвязаны.
— Какие же это причины?
— Социальные психологи и социологи связывают частоту самоубийств с неблагоприятными социальными условиями и особенностями окружения, в котором существует человек. Во-первых, это, конечно же, семья. К большому огорчению, в современных семьях стал преобладать не традиционный христианский уклад домостроительства, а модерновый западный стиль, который в нашей русской среде принимает уродливые формы. Ребенок, особенно, в городской квартире, воспитывается не как полноправный член семьи со своими правами, обязанностями, ответственностью, а как некий одушевленный предмет, помещенный в комфортные, тепличные условия. А привычная комфортная жизнь имеет свойство эмоционально отуплять, не позволяет почувствовать элементарную радость от того, что ты жив и проснулся.
Многие родители не выполняют Богом данную им обязанность воспитывать своих чад в благочестии и страхе Божием. Сегодня мы разучились заниматься процессом воспитания своего ребенка, родители только финансируют его. Посмотрите, ведь сейчас в семьях преобладают три совершенно чуждые православной традиции формы отношения родитель-ребенок: это «жестокая» форма, «безразличная» или отношение «ребенок-кумир».
Кроме этого усугубляет ситуацию полная бездуховность и отсутствие нравственных ценностей, которые не прививаются ни в семье, ни в школе. Сегодня дети не знают, слово «грех». Им не открыли глаза на то, что жизнь — это бесценный дар. У таких детей и подростков отсутствуют духовные ориентиры и нравственные границы, нет того внутреннего духовного стержня, способного помочь противостоять искушениям и соблазнам мира. «А зачем»? — задают они вопрос. «Все можно! Нет никаких границ»! Еще В.А. Сухомлинский говорил, что многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Это сегодня серьезнейшая проблема воспитания в современной семье и школе.
— Что можно сказать тем родителям, которые считают систему воспитания с ограничениями пережитком прошлого?
— Вообще, тема жизненных ограничений — очень важная в формировании гармоничного ребенка и становлении взрослого человека. У Афонского старца Паисия Святогорца есть очень хороший пример, показывающий необходимость воспитательных ограничений. Ребеночек девять месяцев заключен в материнской утробе, которая ограничивает его в движениях, перемещениях. Он толкает ножками, локотками и привыкает к своему пространству и первому в жизни ограничению. Далее, новорожденный лежит закутанный в пеленку в маленькой колыбельке, которая тоже ограничивает его движения. Проходит пять-шесть месяцев, его помещают в закрытый манеж, где он также учится вести себя в этом мире. Потом подросшему ребенку не разрешают выходить из дома одному, чтобы он не ударился или не упал с лестницы. Так и приучают его до совершеннолетия чувствовать границы в своей жизни. Отсутствие таких барьеров и ограничений в детстве привело бы к его падению и гибели. Так и в воспитании, отсутствие нравственных границ, полная вседозволенность и псевдо-свобода приводит к неумению управлять своей жизнью, своими эмоциями, чувствами, желаниями. Подросток просто захлебывается от такой свободы и тонет в пучине «житейского моря». Его не научили противостоять трудностям, принимать критику, наказание, не привили нравственный иммунитет. На самом деле, подросток переживает и глубоко внутри себя мучается от такого положения. Эта мнимая свобода давит его, хотя он и не понимает в чем здесь дело. И обратиться к родителям за советом он тоже уже не может, так как потерял их доверие и авторитет.
Один известный человек сказал, что самый верный способ сделать ребенка несчастным, — это приучить его не встречать ни в чем отказа.
— Какое влияние оказывает современное общество на проблему суицидов?
— К сожалению, наше общество нередко способствует распространению суицидов. Особенно отрицательное воздействие мы получаем от средств массовой информации. Это отдельная тема, но то, что сегодня пропагандируется в СМИ: сцены насилия, жестокости, цинизма и другие человеческие пороки — все это приводит к необратимым последствиям в неокрепшей психике ребенка. Бесконтрольный доступ в интернет, смакование темы суицидов, наличие деструктивных сайтов, возможность вступить в различные группы в социальных сетях, в том числе и в виртуальные клубы самоубийц, — все эти и другие факторы губительно влияют на моральное состояние не только детей, но и взрослых. Благодаря СМИ появился даже новый термин «скопированное» самоубийство, когда подростки буквально инфицируются этой заразой и повторяют за своими сверстниками «разрекламированное» падение с крыши дома. Также среди участников социальных групп и тоталитарных сект бытует альтруистическое самоубийство, при котором авторитет группы над человеком является столь большим, что тот теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой ради каких- то мнимых «благих» целей или в доказательство своей преданности группе или лидеру. Здесь ярким примером может быть последнее самоубийство в Новосибирске двух девочек-готов.
— По каким признакам можно сделать вывод о приближающемся несчастье?
— До принятия решения об уходе из жизни подросток обычно подает людям какие-то сигналы. Ни один человек не решит уйти из жизни и воплотить свое решение в жизнь за считанные минуты или часы. Как правило, подобное решение зреет у него в голове не один день и даже не неделю. Изменения в структуре сознания идут методом медленного накопления. Вообще любое отклонение в поведении детей должно служить сигналом о неблагополучии в жизни. Это могут быть и невербальные знаки: появление в доме необычных книг и литературы о суицидах, фотографий, странной музыки. Может измениться стиль одежды подростка, его равнодушное отношение к некоторым ранее интересовавшим его предметам. Он может раздаривать свои ценные и дорогие вещи. Нужно суметь заметить эти знаки и найти ключ к сердцу ребенка пока еще не поздно. Но если ситуация сильного психического напряжения достигает апогея и проблемы остаются нерешенными, то ребенок, не совладевая со своим состоянием беспомощности и безнадежности, ищет любой выход своему душевному нарыву.
— Почему же подросток не боится прервать свою жизнь?
— Если подросток не в состоянии найти выход из создавшейся ситуации, иногда даже на взгляд взрослых пустяковой, то этот внутренний невроз, порой невыносимая психическая боль, заставляет его задуматься о методах блокировки или прекращения сознания. В этой стадии подросток или садится на наркотики, чтобы отключиться от проблем, или принимает решение покончить с жизнью. Большинство самоубийц верит в то, что их сознание после смерти прекратит свое существование, что это будет покой, отдых от жизни. Происходит сужение когнитивной сферы, то есть подросток находится в измененном сознании и полностью не осознает последствия своего решения. Психическая боль оказывается намного сильней страха сделать шаг с крыши высотного дома.
— Вероятно, во всех этих случаях речь идет о психических заболеваниях?
— Совсем не обязательно, что ребенок-самоубийца психически болен. Кроме проблем с психикой могут быть и духовные наваждения, при которых подросток становится исполнителем не своих навязчивых мыслей и желаний. При всем этом, здесь опять же срабатывает недостаток внимания со стороны общества. Каким бы не казался подросток самодостаточным, независимым, бравым или грубым, что является формой психологической защиты, он очень нуждается в родительской любви, внимании к нему окружающих. Это естественная потребность любого ребенка. Дефицит этой любви, отсутствие ощущения безопасности, защиты в семье, безразличное отношение школы, социума, оставляют ребенка один на один со своими далеко не детскими проблемами и делают его социальной жертвой. И если родители узнали о намерении ребенка покончить жизнь самоубийством или произошел незавершенный суицид, то в этом случае уже конечно нужна безотлагательная помощь психиатра или врача- психотерапевта.
— Возникает вопрос, а почему же во внешне благополучных семьях также происходят суициды?
— Мне кажется, что «благополучие» таких семей именно внешнее. А причина суицида в них — это, по большому счету, отсутствие любви. Сейчас во многих семьях есть и машины, и одеваются люди хорошо, но это не говорит о духовном и нравственном благополучии семьи. Как говорит Апостол, если я имею все, «а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1). Только совершенная родительская любовь и самопожертвование могут стать основой в профилактике и предупреждении детского и подросткового суицида. Если будет в семье бескорыстное служение друг другу и родители перестанут искать сокровища земные, а обратят внимание на драгоценные сокровища — своих родных детей, тогда, с Божией помощью, будет мир и в семьях, и в душах детей. Лучшее, что мы можем дать нашим детям, — это научить их искренней вере, любить Бога, любить близких и себя. Тогда появится смысл, ради чего ты живешь и ради чего ты готов умереть.
Беседовала Наталья Пендюрина
«Вестник Новосибирской Митрополии» № 2 (108), февраль 2013 г.