Изгнание из рая. В искусстве.

Февраль 12th 2010 -

Mosaics from Palatine Chapel, Palermo, Sicily. Mid 12th Century.

Миниатюра от «Манасиевата летопис», 14 век: Изгонването на Адам и Ева от Рая.


Cathédrale Saint-Étienne de Bourges, France, 12
век.

Pfarrkirche Nørre Alslev. Fresken des Meisters von Elmelunde ( 14.Jhdt. ): Vertreibung Adams und Evas aus dem Paradies

Cornelienkirche in Bad Wimpfen, Detail der Wandfresken. Adam and Eve being expelled from the garden.

Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445

Дж. де Менабуони, фреска в Падуанском баптистерии,1376-78

Иногда было принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая.

Джон Мильтон в своей поэме «Потеряный Рай» следует той же трактовке, посылая Михаила во главе с отрядом херувимов выполнить миссию удаления прародителей из рая.

Архангел вмиг пустился в путь,

С ним Херувимов блещущая рать,

И каждый Херувим — четверолик,

Как Янус двоекратный; все бойцы

Многоочиты; их тела везде

Усеяны глазами без числа Исток этой традиции не очень ясен. В «Евангелии от Никодима» Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу, но не пишется что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в «Золотой легенде».

Кроме того, следует упомянуть, что согласно Преданию православной Церкви охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама Богом был поставлен архангел Уриил, чье имя означает «Огонь Божий». По иконописному канону Православной церкви, этот архангел «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень».

В ряде преданий в качестве ангела, изгнавшего прародителей из рая и приставленного охранять древо познания добра и зла, называется архангел Иофиил.

В средневековой символике символом Изгнания из рая были ворот

Дж. де Менабуони, фреска в Падуанском баптистерии,1376-78

Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445

В итальянском искусстве ренессанса наиболее знаменитой оказалась фреска Мазаччо в капелле Бранкаччи, не только потому, что он был первым в свою эпоху, осмелившимся написать обнаженные фигуры, но и благодаря чрезвычайной эмоциональной выразительности и мимике своих персонажей.

В эпоху зрелого ренессанса трактовку этого сюжета создал Микеланджело на стенах Сикстинской капеллы.

К.Петров-Водкин. Изгнание из рая. 1911. Х., м. Из частной коллекции.

Византийская мозаика, Палермо, Сицилия

Дюрер, Альбрехт. Адам и Ева, резцовая гравюра на меди, 1504 г.

Александр Кабанель — Французский художник, XIX век


Комментариев к записи: 1 “Изгнание из рая. В искусстве.”


  1. Елена сказал:

    +++++Прекрасная тематическая галерея — благодарю!

Оставьте комментарий!

В настоящее время разрешено прочесть про исторический путь книг не покидая дивана
биокосметика