Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрации к сказкам
Август 15th 2010 -
Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрации к сказкам
Баба-Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Красный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Иллюстрация к сказке «Перышко Финиста Ясного Сокола»
Иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка»
Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»
Кащей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Заставка к сказке «Белая уточка»
Иллюстрация к сказке «Белая уточка»
Иллюстрация к былине «Вольга»
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»
Царь Горох. Обложка журнала «Жупел»
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке»
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке»
Иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда»
Иллюстрация к «Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке»
Иллюстрация к «Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке»
Билибин Иван Яковлевич 1876г. — 1942г.
В творчестве Билибина отразились два, на первый взгляд не связанные между собой, явления отечественной художественной культуры конца XIX—начала XX века: увлечение национальной стариной и становление книжной графики как специфического вида искусства.
Интерес к древнерусскому искусству пробудился еще в 20-х — 30-х годах XIX века. В последующие десятилетия организовывались экспедиции для изучения памятников допетровского зодчества, издавались альбомы старинной русской одежды, орнамента, лубка. Но большинство ученых подходило к художественному наследию Древней Руси лишь с этнографических и археологических позиций. Поверхностным пониманием его эстетической ценности характеризуется псевдорусский стиль, широко распространившийся в архитектуре и прикладном искусстве второй половины XIX века. По-новому древнерусское и народное искусство восприняли в 1880-е — 1890-е годы В. М. Васнецов и другие художники мамонтовского кружка, национальные искания которых отличались большей самобытностью и творческой оригинальностью. Этим художникам должны быть адресованы слова Билибина: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!»
Мечта художников конца XIX—начала XX века о возрождении высокой культуры прошлого, о создании на ее основе нового «большого стиля» была утопичной, но она обогатила искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовала развитию его «нестанковых» видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Не случайно, что именно в среде мамонтовского кружка начали складываться новые принципы декорационной живописи. Не случайно и то, что этим же мастерам, постоянно общавшимся с произведениями древнерусского искусства, увлеченным идеей возрождения старинных ремесел, Билибин И.Я. Княгиня на тюремной башне. Иллюстрация к русской народной сказке «Белая уточка» принадлежат первые попытки художественного решения книги. Книга и театр оказались теми областями, где искусство непосредственно служило удовлетворению современных общественных потребностей и где в то же время стилистические приемы прошедших веков нашли наиболее естественное применение, где можно было добиться того синтеза, который в других видах художественного творчества оставался недостижимым.
Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.