Бернардо Дадди
Апрель 7th 2010 -
Благовещение. Бернардо Дадди. 1320—1348
Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклоненной, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления. Например, руки могут выражать сомнение (кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила).Обычно Мария написана в правой части картины — это становится стандартом с VI—VII веков.Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия (Ecce ancilla Domini). Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу.
Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии (в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности). Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха (работа Боттичелли в ГМИИ им. А. С. Пушкина), Царских врат, или на тимпанах арки, разделенные проемом (например, фрески Джотто в капелле Скровеньи), столбах храма (Киевская София). В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста.
Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт — результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога ?мужчина-женщина? и придать сцене максимально спиритуальное наполнение.
Триптих
Бернардо Дадди. Государственный музей Линденау, Альтенбург
1335 ок. Дерево, темпера. 59.5 * 53.4 см
В религиозной жизни XIV в. большую, чем ранее, роль стали играть маленькие алтари, служившие для домашних молений. Их иконографическая программа сжато включала в себя христианское учение.
На центральной доске триптиха изображена богородица Мария во славе, окруженная ангелами и святыми. Сидящий у нее на коленях младенец счастливо тянется за красным крестом и цветком, которые протягивают ему девы-мученицы. Птичка в его левой руке — символ страдания. На левой створке алтаря изображено рождество Иисуса, а на правой — крестная смерть Христа. Над этими сценами, на двух крайних фронтонных картинах изображена сцена «Благовещение». Популярные в XIV в. францисканские размышления о жизни Иисуса начинались с этой сцены, чтобы пробудить в людях благоговение, подобное тому, каким была охвачена Мария. Полагалось, что после радостей и горестей земной жизни, представленных рождением и смертью Христа, человека ожидает блаженство вечной жизни. Эта мысль получила отражение в центральной картине триптиха, где в обществе Мадонны с младенцем и ангелов изображены и святые: слева — святой епископ, предположительно св. Николай, рядом с ним диакон в красной одежде — вероятно св. Стефан, первый христианский мученик; справа — две святые королевны, представляющие дев-мучениц, одна из них, в красном платье и с книгой в руке, — св. Екатерина Александрийская. Зеленая полоса перед троном Мадонны обозначает земную зону, где стоят св. Иоанн Креститель и апостол св. Иаков.
Бернардо Дадди был учеником Джотто. На это больше всего указывают тяжелые массивные формы сцены рождества Христова. Важную роль играет здесь и стремление передать глубину пространства с помощью темных и светлых цветовых пятен. Для этой картины характерен монументальный, фресковый способ изображения. В противовес этому живой динамизм центральной картины, богатство ее декоративных форм и замечательная палитра свидетельствуют о влиянии современной художнику сиенской живописи. Иконографическая программа этого маленького домашнего алтаря и художественная манера исполнения повторяют триптих Бернардо Дадди 1333 года, хранящийся во флорентийском Музее Бигалло.
Это произведение — жемчужина коллекции знаменитого альтенбургского музея Бернарда Августа фон Линденау (1779 -1854). Этот видный ученый, выдающийся государственный деятель саксонского княжества купил ее, вероятно, в Италии в 1843—1844 гг.
Мученичество св. Стефана. Бернардо Дадди. 1324, фреска, церковь Санта Кроче, Флоренция.
Полиптих из Сан Панкрацио. Бернардо Дадди. 1338 г. Уфицци, Флоренция.
Мадонна со св. Фомой Аквинским и св. Павлом (ок. 1330, Лос-Анджелес. Музей Пола Гетти) Бернардо Дадди
Распятие. Бернардо Дадди. 1345
Алтарь Девы Марии из Сан Панкрацио, Христос в яслях
1345 Бернардо Дадди.
Рождество Христово
1350 Бернардо Дадди.
Метки: Благовещение
Елена сказал:
Апрель 9th, 2010 at 16:36
+++++