Спас. Иконы
Март 10th 2010 -
Написан под влиянием зарубежной и русской религиозной живописи (Крамской)
Создан между 1890—1910 гг.
Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай.
Пелена Спас на Убрусе с предстоящими. 1389
Принесение Убруса Спаса Нерукотворного царю Авгарю. Начало XVII в. Мастер Первуша.
Спас Благое Молчание
Спас Благое Молчание
Спас Благое Молчание
Спас Благое Молчание
Спас Благое Молчание
Спас Благое Молчание
Спас Благое Молчание
Спас Нерукотворный. Как известно, первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, чудесно запечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. Сам святой убрус не сохранился до нашего времени, но иконы Нерукотворного образа, или иначе “Спас Нерукотворный” встречаются очень часто. На иконе “Спас Нерукотворный” изображен только Божественный лик Спасителя, причем это изображение может быть различным. Лик Господа либо просто вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы. Существует празднование в честь Нерукотворного образа Спасителя, которое совершается 29 августа (16 по старому стилю).
Спас вседержитель. Другой наиболее распространенный образ Спасителя — это “Спас Вседержитель”. По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви. Позже этот образ стали писать на иконах. Икона Спаса Вседержителя — это поясное изображение Господа Иисуса Христа. Правой рукой Он благословляет, а левой держит открытое, как правило, Евангелие, в котором написан евангельский текст. Чаще всего это следующие слова: “Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы”, или “Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный”.
Спас на престоле. На иконе “Спас на престоле” Господь Иисус Христос изображается так же, как и “Спас Вседержитель”, только в полный рост и сидящим на престоле. И если на иконе “Спас Вседержитель” Господь — Творец и Создатель всего сущего, всемогущий Владыка мира, то на иконе “Спас на престоле” Он уже его Судия. В Евангелии от Матфея Господь, обращаясь к апостолам, говорит: “Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома”.
Спас в силах. Кроме обычного изображения Спасителя на престоле, существует иконописный тип, именуемый “Спас в силах”. На этих иконах Спасителя, сидящего на престоле, окружают “силы” — символические знаки в виде трех ромбов, вписанных один в другой, указывающие на полноту Его Божественной власти над всем миром — вещественным и духовным. Если присмотреться внимательнее, то можно разглядеть в “силах”, окружающих Спасителя, лики ангелов.
Спас Эммануил. Иногда Спаситель изображается в отроческом возрасте. Такое изображение называют “Спас Эммануил”. Образ “Спаса Эммануила” обычно помещается в куполе храма.
Иконы “Спас на престоле” и “Спас в силах” обычно помещаются над Царскими Вратами, в центре деисусного ряда (деисус, в переводе с греческого означает — молитва). Справа от Спасителя в этом ряду расположен образ Богоматери, а слева — Иоанна Предтечи, а также пророков и апостолов, в молитве простирающих руки к Господу.
Иконы Спаса взяты с сайта: http://fotospas.ru/
Метки: православие, Спас