Иконография Богоматери «Отрада и Утешение» из Воскресенского Новодевичьего монастыря
Июль 1st 2011 -
Иконография Богоматери «Отрада и Утешение» из Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В.
Икона «Отрада и Утешения» представляет поясное изображение Богоматери. На Ее левой руке, как на престоле восседает Богомладенец – Великий Архиерей. Фигура Христа — величественна и монументальна. В левой руке Он держит свиток, а правая – воздета, но остановлена десницей Богоматери. Лик Марии склонился к воздетой руке Божественного Сына, Она как бы припадает к ней устами.
«Ватопедская» икона принадлежит к наиболее распространенному в Византии типу — «Одигитрия», который восходит к древнему Константинопольскому образу, почитавшемуся в монастыре Одегон. Само название «Одигитрия» (греч. – путеводительница) связывают как с чудесами прозрения слепых у образа, так и с происхождением иконы из монастыря Одегон. Перевод можно объяснить догматическим содержанием образа, выраженным жестом руки Марии, указывающий на Христа как истинный путь спасения, чему соответствуют слова русской службы: «радуйся Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному».
Иконы Богоматери «Одигитрии» служили прообразом грядущих страданий Христа, поскольку Он представляется на них в виде Спаса Эммануила – емкого символа воплощения и искупительной жертвы Господа.
Вероятно, первоначально Богоматерь на «Ватопедской» иконе была изображена именно в традиционном типе «Одигитрии», до того момента, когда в 807 году при на падении на Ватопедский монастырь разбойников произошло чудо от иконы, о котором повествует сказание. Игумен монастыря во время прочтения утреннего правила услышал от иконы Богоматери голос: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников». Настоятель в ужасе заметил, что лики Богоматери и Христа ожили. Младенец сказал: «Нет, Мати моя, пусть они будут наказаны.» Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына, склонила лик от Него направо и повторила свои слова. Игумен собрал братию и рассказал о случившемся. Тогда все с изумлением заметили, что лики Богоматери и Христа изменили свое положение на иконе. С той поры «Ватопедская» икона получила название «Отрада» или «Утешение» и положение ликов осталось в том виде, каким оно стало после чудесного знамения. Отметим, что образ из Новодевичьего монастыря имеет оба названия в надписи иконы.
Как видим, иконографические особенности «Ватопедского» образа, а именно, положение рук и ликов Богоматери и Христа, отображают историю чуда, произошедшего от иконы. Вместе с тем, подобная иконография представляет Христа, как грозного Судию, «сменяющего праведный гнев на милость», благодаря молитвенному заступничеству Богоматери. Подтверждением тому являются строки акафиста «Ватопедской» Богоматери: «Радуйся, своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая; Радуйся, на милость Его к нам приклоняющая» (4 икос акафиста)
Неслучайно, сдерживающая рука Богоматери выглядит монументально и весомо, тогда как десница Божественного Сына – маленькой и кроткой, не содержащей грозного жеста.
Как кажется, знаменательно и символично появление «Ватопедского» образа в наше тревожное время в России, в возрождающемся Новодевичьем монастыре. Подчеркнуто эсхатолическое содержание «Ватопедской» иконы – свидетельство тому. Она одновременно есть и образ надежды и того истинного утешения, которыми не оставляет нас Богоматерь.
Отметим в заключении, что нимбы Марии и Христа имеют украшения, которые, с одной стороны, возможно, передает оклад того образца, с которого писалась икона, с другой – напоминает о райской символике.