Иона пророк
Октябрь 4th 2010 -
Иона пророк
XVII в., Россия, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Дерево, темпера, 35,4 х 29 смИона пророк
XVII в., Россия, Церковь Воскресения на Дебре в Костроме Дерево, темпера, 97,0 x 53,5 смГлавный иконостас церкви Воскресения на Дебре был выполнен к освящению основного престола в 1652 году (два года спустя после освящения придела Трех святителей). Первоначально был тябловым. В 1833—1836 годах заменен на новый классицистический, в котором были размещены старые иконы. Иконография икон пророческого ряда традиционная, ориентированна на образцы конца XVI — начала XVII века.
Иона пророк
XVI в., Россия, Главный иконостас Софийского собора в Новгороде
Дерево, темпера.Оклады — серебро, басма, золочение, оброн, эмаль, 150 х 76 см
Записи XIX века не позволяют высказать точное суждение об их художественных особенностях. Тем не менее можно отметить усиление динамичности композиционных построений, в которых появляются сложные диагональные соотношения. Фигуры обретают весомость, некоторую утяжеленность пропорций, подвижность и экспрессию, которая сочетается с психологизмом характеристик . Колорит икон обладает сдержанной насыщенностью. Цвет, еще чуть приглушенный сближенными тонами, уже приближается к открытому звучанию.
Иконы пророческого ряда были написана для главного иконостаса Софийского собора по заказу новгородского архиепископа Серапиона (1505—1509). Принципиально важной иконографической особенностью является изображение пророков в рост. Ростовые фигуры пророков в иконописи появляются впервые именно в софийском иконостасе и оказываются. кроме того ,в пророческом чине главного иконостаса Софийского собора начинает превалировать богородичная тема. Так, несколько фигур изображено с богородичными символами (Аарон — с жезлом, Самуил — с рогом, Даниил — с горой). В то же время многие тексты на свитках никак не соотносятся с прославлением Богоматери, а пророк Илия представлен с ножом в руке, что символизирует его победу над языческими жрецами. Присутствие образа Богоматери не вносило принципиальных изменений в символико-догмати-ческое значение пророческого ряда, но лишь более наглядно раскрывало его преобразовательный смысл, ясно иллюстрируя учение о Боговоплощении. Пророк Иона изображен четвертым слева. Он представлен в традиционном облике старца с высокой залысиной, окаймленной короткими волосами, и округлой бородой. Фигуру почти полностью закрывает красный гиматий, из-под которого виден лишь подол зеленого хитона. Правую руку, окутанную гиматием, Гедеон протянул вперед в пророческом жесте, в левой он держит свиток с текстом: «Возопих в пе//кали моей // къ Г(о)с(поде)ви Бгу // моему, и // оуслыша // мя из чрева // адова вопль / / мои и оусъ / /лыша мя». Этот текст чаще других встречается в изображениях Ионы и буквально соответствует его покаянной песни: «К Господу воззвал я в скорби своей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой» (Ион. II, 3).