История обретения образа Божьей Матери «Отрада или Утешение»

Февраль 3rd 2010 -

Образ иконы Божьей Матери «Отрада или Утешение» (ещё его называют «Отрада и Утешение»), на Руси очень редок и пришел к нам с Святой горы Афон[1]. История Образ иконы Божьей Матери «Отрада или Утешение»  такова.

Икона «Отрада и Утешение»,«Ватопедская»

В 807 году, разбойники подступила к святой горе Афонской, чтобы напасть на один из самых богатых монастырей – Ватопедский. Разбойники, ночью выйдя на берег, спрятались до утра в прилежащих к монастырю кустарниках, чтобы, как только откроются монастырские ворота, напасть на монастырь и захватить его. Но Пресвятая Дева Богородица не допустила совершиться варварскому замыслу. По окончании утрени, когда братия разошлась по кельям на краткий отдых, настоятель монастыря остался в церкви, чтобы заняться совершением своего утреннего монашеского правила; вдруг, он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников!» — Игумен, смутившись, устремил свои глаза на икону Богоматери, от которой слышался этот голос, — и ему открылось поразительное чудо. Он увидел, что лик Богоматери оживился, равно как и лик держимаго Ею Младенца Иисуса. Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей божественной Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: « Нет, Мати Моя, не говори им этого, пусть они понесут заслуженное наказание»! – Но Богоматерь, стараясь удержать Своею рукою руку Сына и Господа, уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же самые слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников!» Пораженный ужасом от этого страшного чуда, игумен тотчас же созвал всю братию, пересказал им случившееся; и все с крайним изумлением заметили, что лики Богоматери и Господа Иисуса и вообще очертания иконы приняли другое положение, нежели оно было, а лик же Младенца Иисуса принял строгий и даже грозный вид. В чувствах живой признательности они прославили заступление и промысел о них Пресвятой Богородицы, взошли на монастырские стены и отразили нападение разбойничьей шайки.

Так появилась эта чудотворная икона, которая до сих пор находится в Ватопедском монастыре в параклисе Божьей Матери Отрады или Утешении, на стене при правом клиросе и празднование её совершается 21 января ст.ст.

Неизвестно, кем и когда были принесены списки с этого чудотворного образа в Россию, но в литературе конца девятнадцатого, начала двадцатого века не редко встречаются упоминания  не только о ней, но и монастырях названных в честь этой иконы.[2]

Омский Образ Божьей Матери «Отрада или Утешение» был написан в мастерских женского Казанского монастыря города Омска в начале двадцатого века по распоряжению игуменьи монастыря Магдалины, и первоначально помещался в её приемной. В двадцатых годах, после того, как монастырь был закрыт большевиками, эту икону спасла монахиня Фомаида и увезла с собой в город Бийск.  Матушка Фомаида была уже весьма пожилой и не редко, как свойственно людям пожилым, помышляла о смерти. Мысленно предавая свою душу Богу и прощаясь с земными вещами, она часто задумывалась о том, кому  достанется её любимая икона.

Однажды снится ей сон, что будто бы поднялась икона в воздух, и так по воздуху и пошла.

— Куда же ты Владычица?

— В Омск!- отвечала ей икона. Так и рассудила м. Фомаида: «Надо икону в Омск вернуть».

В это время в Омске жила её воспитанница, бывшая послушница монастыря Мария, которой и было написано письмо о том, что икона «просится» в Омск и если Мария хочет помочь, то должна выслать семь рублей, на почтовую пересылку. Это была значительная сумма для Марии, но при помощи её подруг – сомолитвенниц, деньги все же были собраны, а затем  отправлены в Бийск.

Какова же была радость, когда через некоторое время посылка была получена. Огромный как стол футляр, а в нем эта самая, написанная на стекле икона. Необычное письмо иконы и раньше вызывало особый трепет и благоговение у всех, кто её видел, а теперь и вовсе пасхальная радость озарила небольшую катакомбную общину. Тут же в доме Марии был отслужен молебен, в котором приняли участие бывшие тогда в Омске ссыльные: архимандриты Варлаам и Капитон, игумены Иннокентий и Иоаникий.

Это было начало тридцатых годов, и большинство храмов Омска было закрыто, те же, которые оставались открытыми, оказались захвачены сергианами и обновленцами, а верные Христу и своему пастырскому долгу священники служили тайно по домам, в тайне от богоборческой власти. Почти все из них, впоследствии, приняли мученический крест.

Через некоторое время, делившая кров с Марией, послушница, единственная кто была против отправки денег за пересылку иконы, пошла в магазин, и прямо на дороге увидела маленький сверток, развернув который, обнаружила двадцать пять рублей, немыслимые по тем временам деньги. Сколько потом было слёз радости и покаяния. Таким образом, Божия Матерь вознаградила своих послушниц за жертвенное Ей служение, а их маловерную и глупую сестру  вразумила неожиданным подарком.

Времена были суровые, по городу шли аресты христиан. Марию могли вот-вот арестовать, и она надумала бежать. Но куда бежать с иконой такого размера, да ещё сделанной из стекла? Но и тут Царица Небесная опять пришла на помощь. В полусне, является Марии покойный брат и заводит разговор об иконах: «Иконы твои в Игнатовку ушли, там жить будут!»

В Игнатовке, старом районе Омска жили общинкой несколько катакомбных монахинь, им то, перед побегом из города и передала Мария икону. Монахини Казанского монастыря Евдокия, Серафима и Ирина с благоговением и радостью приняли знаменитую икону из своего же давно закрытого монастыря.

Одному Господу известно, как монахини сберегли икону во времена гонений 1936-37 годов и голодные годы Второй Мировой войны.

В год смерти монахини Ирины (+1951), к ним поселились сестры Христина Григорьевна и Феодора Григорьевна Воробьевы, через год в 1952 году, после долгой болезни, умерла другая монахиня, Евдокия, а в1954 году скончалась и послушница Феодора. Так, монахиня Серафима с послушницей Христиной, вдвоем и стали хранительницами иконы. Работать могла только Христина, матушка Серафима вела домашнее хозяйство и ухаживала за коровой. Так они и жили, а Пресвятая Богородица хранила своих молитвенниц, поддерживая их в бедах и не давая падать духом.

После смерти монахини Серафимы в 1993 году, Христина Григорьевна Воробьева передала икону Божьей Матери «Отрада или Утешение» Омскому кафедральному собору Святых Царственных мучеников. Вместе с иконой она передала в ведение церкви свой дом и всё своё нехитрое имущество. Теперь она проживает в доме старчества при архиерейском подворье, а икона висит в трапезной собора, и каждый, нуждающийся в отраде и утешении, может помолиться пред этим чудотворным образом.

___________________________

Примечания:

[1] Вышний покров над Афоном или сказания о чудотворных на Афоне прославившихся иконах.// Репринтное издание. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997. -176с.

[2] Неизвестный Нилус. том 2 // Москва, Православный Паломник, 1995, стр. 363

Комментариев к записи: 1 “История обретения образа Божьей Матери «Отрада или Утешение»”


  1. Елена сказал:

    Спаси Господи!

Оставьте комментарий!

специалисты тайского массажа