Описание Елецко- Черниговской иконы БМ
Февраль 18th 2010 -
Чудотворный образ, первые письменные свидетельства о котором относятся к 1676 г. История Елецкая Черниговская иконы Божией Матери была изложена наместником Елецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в Чернигове архим. Иоанникием (Галятовским) в книге «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676). В этом сочинении приведено предание о наличии в монастыре еще до монгольского нашествия чудотворной иконы Божией Матери, впоследствии утраченной. Архим. Иоанникий, опираясь на местное изустное предание о явлении прп. Антонию Печерскому на еловом дереве иконы и летописные сведения о пребывании прп. Антония на черниговских землях (Ипатьевская летопись, 1074), представил древнюю историю Елецко-Черниговской иконы. в 2 вариантах. В одном он, следуя тексту летописи, сообщает о прп. Антонии, который ископал себе пещеру на Болдиной горе «и ту вселися и есть монастырь Святой Богородицы» (ПСРЛ. Т. 2. Л. 72), и далее от себя добавляет: «Любо тут (в тексте летописи. — Ред.) не придано и не приписано: Елецкой, еднак мается разумети монастырь Богородицы Елецкой» — его и благословил иконой преподобный. В др. — говорит о явлении иконы прп. Антонию и об основании затем на этом месте кн. Святославом Ярославичем Черниговским монастыря во имя Богородицы. Поскольку в «Скарбнице...» о дальнейшей судьбе древнего образа сказано туманно, впоследствии возникло несколько версий о времени и об обстоятельствах его исчезновения из Чернигова, нашедших отражение в лит-ре XIX в.: в 1237/38 г. (при нашествии Батыя), в 1579 г. (вывезен в Москву князьями Барятинскими), в 1611 г. (при нашествии на Чернигов войск польск. короля Сигизмунда III).
Версия о древнем происхождении Елецкой Черниговской иконы изложенная архим. Иоанникием, получила широкое распространение, но с исторической точки зрения малодостоверна. Первой исторически подтверждаемой Елецкой Черниговской иконы является образ, который, по свидетельству архим. Иоанникия, в янв. 1676 г. был привезен на Богоявленскую ярмарку в Чернигов из Владимира братьями Никитой и Матфеем Федоровичами Козелами (по-видимому, черниговскими торговцами). Житель Чернигова Константин Константинович Мезопета купил образ и 11 янв. вложил в Успенский мон-рь. В «Скарбнице...» со слов «обывателей московских» сообщается, что иконография Богородицы с Младенцем на еловом дереве имела широкое распространение в московских землях (что не соответствует исторической действительности) и связывалась с утраченной черниговской святыней, якобы перенесенной «з Чернигова до Москвы под час войны». Для выяснения отдельных моментов истории иконы в том же 1676 г. архим. Иоанникий направил в Москву посольство, иером. Сильвестра (Хмелевича) и диак. Геннадия. Там кн. Никита Иванович Одоевский, ведший свой род от кн. Святослава Ярославича, рассказал им предание, дошедшее «от дедов и прадедов», указав на родовую древность иконы. Очевидно, что для архим. Иоанникия, создававшего «Скарбницу...» вскоре после воссоединения Украины с Россией (1654), важно было сделать акцент на том, что, хотя в Чернигове сам образ и сведения о нем были утрачены, Москва сохранила память о них для его современников и способствовала возвращению святыни.
Всего в «Скарбнице...» приведено 32 чуда. Но только в первых 2 излагаются легендарная история обретения образа в XI в. и события 1676 г. В последующих главах об иконе не упоминается, а описанные чудеса произошли благодаря заступничеству Пресв. Богородицы. В 6-й и 7-й главах рассказывается о чудесах от настенного изображения Пресвятой Богородицы, представленной в иконографическом типе «Великая Панагия» (ростовое «Знамение») в Успенском соборе. В 8-й гл. повествуется об обретении во время земляных работ близ монастырской трапезной небольшого круглого оловянного образка Пресвятой Богородицы с Младенцем типа «Знамение». Эти чудеса единственные, где речь идет об имевшихся в монастыре изображениях Пресвятой Богородицы, но они не соотносятся с древней Е. Ч. и.; сведений о них недостаточно, чтобы говорить о существовании в Успенском монастыре до 1676 г. к. -л. чудотворной иконы Богородицы типа ростового или поясного «Знамения».
Сегодня в Успенском соборе Елецкого монастыря у правого клироса в киоте находится Елецко- Черниговская икона, прославившаяся в Новое время: в кн. «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», хранившейся в монастырской ризнице, зафиксированы чудеса от нее, случившиеся во 2-й пол. XIX в. Икона имела много драгоценных привесов, была украшена серебряным позолоченным окладом и венцом с драгоценными камнями, выполненными, судя по характеру орнаментики, во 2-й пол. XIX в. (оклад не сохр., известен по фотографиям). В летнее время образ находился в Успенском соборе, на зиму его переносили в теплую ц. апостолов Петра и Павла, где он стоял в особом киоте справа у клироса (киот был выполнен в 1880 надворным советником Герасимом Ивановичем Галузевским в благодарность за исцеление от гангрены). Каждую среду перед иконой совершался молебен с чтением акафиста; ее носили по домам черниговских жителей. Не исключено, что этот образ не является первоначальным, а был одним из ранних его списков и входил в состав икон местного ряда соборного иконостаса (известен по описаниям и старым фотографиям, размеры и форма доски Е. Ч. и. совпадают с др. иконами местного ряда). В таком случае он уже до сер. XIX в. мог заменить подаренную монастырю Мезопетой икону, исчезнувшую из обители при неизвестных обстоятельствах.
В 1930 г. икону передали в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского. В период Великой Отечественной войны она не была эвакуирована, но чудом спаслась во время бомбардировок Чернигова в авг. 1941 г.: на пепелище сгоревшего музея ее обрела некая женщина и принесла в Троицкий Ильинский мон-рь. Там она была сохранена от передачи в военную комендатуру, о чем распорядились нацистские власти в отношении уцелевших музейных экспонатов. По окончании войны икона вновь оказалась в музейном хранении. 1 апр. 1999 г. выдана во временное пользование в Елецкий Успенский мон-рь.
Икона написана в смешанной технике (размеры 135×76 см), стиль живописи однозначно указывает на то, что она была создана местным украинским мастером в посл. трети XVII в. По иконографии относится к особой типологической группе изображений чудесных явлений икон на деревьях, которые появляются в рус. иконографии не ранее 2-й пол. XVII в. (Оковецкая-Ржевская, Жировицкая иконы Божией Матери др.). На ней представлен стоящий на ели и выделенный резной рамкой образ Богоматери с Младенцем (размеры 49×33 см) на фоне пейзажа с изображениями монастырского собора, окруженного крепостной стеной Чернигова, и протекающей за ними Десны.
Архим. Иоанникий дал описание образа, на котором «изображено дерево еловое или ель с ветками зелеными, между теми ветками зелеными высоко сидящая изображена Матерь Божия, на Своих коленях Дитя Христа сидящего под мышки левой рукой, за ноги держит, а Христос в левой руке держит хартию свитую» (Л. 1-2). Несмотря на то что автором отмечены наиболее типичные черты иконографии, под это описание попадают 2 разных извода, представленные на иконе из Елецкого монастыря и на гравюре в «Скарбнице...». Они отличаются гл. обр. положением Младенца Христа. Для типа, известного по гравюре, характерно фронтальное изображение сидящего на коленях Богоматери Младенца, Его голова в легком повороте вправо, руки разведены в стороны, правая двуперстно благословляет, в левой — хартия в виде полураскрытого листа; Богородица кистью опущенной вниз правой руки касается кончиков пальцев правой ноги Младенца, левой — поддерживает Его под левой рукой. Изображение сидящей на кроне дерева Богородицы окружено сиянием, границ явленного образа не видно, т. е. в этом изводе представлено явление не столько иконы, сколько Самой Богоматери.
К особенностям иконы из Елецкого монастыря относится то, что Младенец изображен в ¾-ном повороте, сидящим на левой руке Богородицы, правой ручкой на уровне груди Богоматери Он двуперстно благословляет, левая лежит на колене — в кулачке едва различима снизу полоска свитка; Богоматерь держит Младенца правой рукой за ступню, левой поддерживает Его корпус под левой ручкой. Границы явленного образа четко обозначены, т. е. представлено собственно явление иконы.
Иконография обоих вариантов изображения не связана происхождением с древней визант. традицией, а сложилась под воздействием поздних итало-критских или зап. образцов: фигуры представлены в свободных разворотах, Богородица касается правой рукой правой ножки Младенца.
Списки иконы
Елецкого монастыря с кон. XVII в. имели локальное распространение главным образом на Черниговщине. В изводе, соответствующем чудотворной иконе, но в кратком варианте (собственно явленный образ без дерева), она изображена также на портрете ктитора Елецкого монастыря В. Дунина-Борковского (1701—1703, Черниговский художественный музей).
В Троицком соборе Троице-Ильинского монастыря находится список Елецко-Черниговская иконы В 1971 г. икону передали в фонды Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника, где в 1988 г. были проведены реставрационные работы, в том же году образ вернули на его прежнее место в Троицкий собор. Размеры этого списка совпадают с размерами иконы из Елецкого черниговского монастыря, характер письма также схож с копируемым образом. Несмотря на незначительные расхождения в изображении свитка (в левой руке Богомладенца на иконе из Троицкого собора свиток виден хорошо, тогда как на иконе из Елецкого монастыря видна лишь его нижняя часть), обе иконы могли быть написаны одновременно.
В Петропавловской церкви Елецкого черниговского монастыря находится еще один список иконы, сделанный с главной святыни обители. Качество живописи среднее, масштабные сопоставления имеют значительные погрешности; икона неоднократно поновлялась. Вероятно, она была написана в кон. XVIII — нач. XIX в.
В экспозиции НКПИКЗ представлена 3-частная икона кон. XIX в. в киоте-складне с Е. Ч. и. в среднике и образами святителей Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского на створках (худож. С. Бутник). Изображение иконы доминирует на фоне реалистического изображения дерева и пейзажа. Однако о существовании чтимого протографа у этого списка свидетельствует воспроизведенный художником вотивный привесок на образе Божией Матери — золотой наперсный крест на цепи.
В России наиболее ранним известным изображением Е. Ч. и. краткого извода является гравюра Г. П. Тепчегорского (1713—1714), выполненная в серии листов с образами чудотворных Богородичных икон и включенная в качестве иллюстрации в статью об иконе в рукописной кн. Симеона Моховикова «Солнце Пресветлое» (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71, 1715—1716 гг.). В соответствии с гравюрой Тепчегорского икона представлена на самом раннем из известных икон-сводов Богородичных икон — раме к иконе Богоматери Владимирской из ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. в Москве, 1722 г., иконописец Иван Дорофеев (частное собрание, Москва). Позднее на иконах-сводах Е. Ч. и. изображали сравнительно редко, в XIX в. обычно использовался еще более краткий поясной вариант извода.
Отдельные изображения Е. Ч. и. в рус. иконописи встречаются редко и известны только в XIX в. Нек-рые соответствуют чудотворному образу (ГТГ), нек-рые — гравюре 1676 г. из «Скарбницы...» (ГМИР). К гравюре также восходила утраченная чудотворная Е. Ч. и. в Харькове.
Елецко-Черниговская икона в Успенском соборе (Харьков).
Икона была вложена в собор кн. Даниилом Барятинским в 1687 г. на обратном пути из Крымского похода. Предание связывает этот образ с древней легендарной иконой и основывается на одной из версий о ее судьбе, согласно которой она была вывезена в Москву в 1579 г., когда Чернигов перешел под власть польск. короля, князьями Барятинскими, потомками черниговского кн. Святослава Ярославича, и хранилась в их доме. Версия об идентичности харьковского образа древнему черниговскому оспаривалась мн. дореволюционными авторами.
Икона не сохранилась, известна по фотографиям. Иконографически соответствовала гравюре 1676 г. из книги архим. Иоанникия, с к-рой, очевидно, и была написана. В отличие от черниговской иконы скругленного верха не имела. Размеры иконы 59×46 см. В 1724 г., как зафиксировано в соборной описи, икона уже имела серебряную ризу, вложенную жителем Курска Финогеном Безходарным. Не исключено, что со временем произошла замена чтимого харьковского образа его списком. По описаниям нач. XX в., икона имела характерный для времени создания (не ранее 2-й четв. XVIII в.) темно-синий небесный фон с розовым горизонтом и ее оклад, судя по принципам орнаментики, был выполнен в кон. XVIII в.
Игум. Митрофан (Шкурин)