Прообразы Креста Христова. (По богослужебнымъ пѣснопѣніямъ Православной Церкви). И. В. Баженовъ
Сентябрь 25th 2011 -
къ 14 сентября
По ученію св. апостола Павла, ветхозавѣтный «законъ имѣлъ тѣнь будущихъ благъ, а не самый образъ вещей» (Евр. 10, 1, ср. Кол. 2, 17) и «былъ дѣтоводителемъ ко Христу» (Гал. 3, 24). Заключая въ себѣ образы важнѣйшихъ событій и предметовъ новозавѣтныхъ, хотя подобные тѣни или легкому очертанію ихъ, Ветхій Завѣтъ въ различныхъ лицахъ, дѣйствіяхъ, установленіяхъ религіозныхъ живописалъ будущія тайны новоблагодатной Церкви Христовой, которыя въ ней и нашли полное и ясное выраженіе свое, и тѣмъ имѣлъ цѣлью — приготовить еврейскій народъ къ воспріятію великихъ и чудныхъ дѣлъ Божіихъ, имѣвшихъ открыться при явленіи царства Мессіи — Сына Божія.
Для достиженія этой цѣли Господь Богъ употреблялъ не только обѣтованія и пророчества, но и прообразованія, имѣвшія прямое отношеніе кь Мессіи. Что Богъ дѣйствительно сдѣлалъ многія событія Ветхаго Завѣта образами событій, имѣющихъ быть въ Церкви Христовой, разительныя доказательства этого представляютъ намъ самъ Іисусъ Христосъ, св. евангелисты и апостолы, которые многія мѣста изъ ветхозавѣтныхъ священныхъ писаній прилагали въ прообразовательномъ смыслѣ къ событіямъ и лицамъ новозавѣтнымъ (Іоан. 3, 14-15; Матѳ. 12, 39-40; 16, 4; Гал. 4, 22-26; Кол. 2, 11; 1 Кор. 10, 1-2; Евр. 6, 20 – 7, 25 и мн. др.). На этомъ основывается такъ называемый типическій или прообразовательный смыслъ Священнаго Писанія или такое разумѣніе его, что историческія лица, событія и обряды Ветхаго Завѣта, имѣя современно-историческій смыслъ, вмѣстѣ суть предварительные образы или знаки, Богомъ опредѣленные представлять собою будущія событія, касающіяся Лица Іисуса Христа, установленій Его и судебъ основанной Имъ Церкви. Въ ветхозавѣтныхъ сѣняхъ и гаданіяхъ, между прочимъ, многочастно и многообразно предызображены дивный образъ нашего спасенія чрезъ крестныя страданія Сына Божія и само орудіе — древо Креста. Различные прообразы Креста Христова потщились всячески указать и выразумѣть богомудрые отцы, также учители Церкви Христовой и выразили свое пониманіе въ толкованіяхъ Священнаго Писанія и въ прекрасныхъ пѣснопѣніяхъ и молитвахъ для прославленія крестныхъ страданій и смерти Іисуса Христа въ установденные праздники. Мы поставляемъ задачею этого очерка указать по церковнымъ пѣснопѣніямъ Православной Церкви предызображенія креста Христова въ ветхомъ завѣтѣ.
[Древо жизни — Быт. 2, 9.] Первое прообразовательное указаніе Креста Господня Св. Церковь относитъ еще ко времени пребыванія человѣка въ раю, украшенномъ разнообразными деревьями. Изъ райскихъ деревъ, плоды которыхъ были назначены въ пищу первозданной четѣ, особеннымъ по свойству своему было «древо жизни» (Быт. 2, 9), и оно-то было прообразомъ древа креста Христова. Такъ Церковь Православная въ пѣснопѣніяхъ обращается къ вѣрнымъ чадамъ со словами: «нынѣ Кресту поклоняющеся вси воззовемъ: радуйся древо жизни» (понедѣл. 4 нед. четыредес. на вечер. стихир. на Госп. воззв.); «радуйся, живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетлѣнія, прозябшее намъ вѣчныя славы наслажденіе» (служб. въ недѣлю 3 четыредес. на веч. вел. 2 стихир. на Госп. воззв.); «таинъ еси Богородице рай, невоздѣланно возрастившій Христа, имже крестное живоносное на земли насадися древо, тѣмъ нынѣ возносиму покланяющеся ему, Тя величаемъ» (кан. Воздвиж. 9 пѣсн. ирмосъ). Въ синаксарѣ относитедьно празднованія честнаго и животворящаго креста «посредѣ святыя Четыредесятницы седмицы» читаемъ: «понеже Крестъ древо живота глаголется и есть, оно же древо посредѣ рая Едема насаждено бяше: прилично и божественніи отцы Крестное древо посредѣ святыя Четыредесятницы насадиша, вкупѣ убо и Адамово лакомство поминающе, вкупѣ же и онаго отъятіе прописующе настоящимъ древомъ, сего бо вкушающе не ктому умираемъ, но паче и оживляемся». Въ самомъ дѣлѣ, какъ вкушеніе плодовъ древа жизни предохраняло тѣло человѣка отъ тлѣнія и смерти и доставляло ему возможность вѣчно блаженствовать (Быт. 3, 22), такъ вкушеніе отъ плодовъ креста Христова предохраняетъ христіанина отъ духовной смерти и тлѣнія и чрезъ то доставляетъ ему возможность быть также вѣчно блаженнымъ. Въ этомъ смыслѣ звучатъ пѣснопѣнія: «Господи, животворящій Твой Крестъ воспѣваемъ: сей бо жизнь въ мірѣ процвѣте, смерть умертвивъ» (на 2 нед. Четыред. въ четв. вечера стихир. на Госп. воззв.); «ты наше воззваніе, Кресте всечестный, древо богоблаженное, саде небесный, его же плода причастившеся, нетлѣніе улучихомъ Едема перваго» (3 нед. Четыред. на вел. вечер. стихир. на Госп. воззв.). Церковь Христова въ своихъ пѣснопѣніяхъ также указываетъ на то, что какъ чрезъ дерево первозданная чета пала отъ врага спасенія — діавола, такъ чрезъ древо же онъ погубленъ, а мы возстановлены. «О, треблаженное древо, на немже распяся Христосъ, Царь и Господь, имже паде древомъ прельстивый (обольстившій Еву), тобою прельстився, Богу пригвоздившуся плотію (бывъ самъ уловленъ пригвоздившимся на тебѣ плотію Богомъ), подающему миръ душамъ нашимъ» (кан. Воздвиж. 1 пѣсн.). «Древомъ древле смерть обрѣтохомъ, нынѣ же паки жизнь древомъ крестнымъ» (5 нед. Четыред. вторн. веч. стихир. на Госп. воззв.). «Древо изгна мя древле изъ рая, нынѣ же древо къ раю возведе Тебѣ распеншуся Христе» (Окт. гл. 7 вторн. веч. стих. крестн. на Госп. воззв.; ср. Окт. гл. 8 среда утр. по 2 стихосл. сѣдаленъ). «Простерлъ еси на Крестѣ, Христе, Твои длани руки праотца невоздержанное потребляя: древомъ же креста исцѣлилъ еси клятву, тѣмже Тя поемъ во вся вѣки» (3 нед. Четыред. пят. утр. кан. тріод. пѣсн. 8 троп.; ср. кан. Воздвиж. 9 пѣсн. инъ ирмосъ). «Пріидите, людіе, преславное чудо видяще, Креста силѣ поклонимся, яко древо въ раи смерть прозябе: сіе же жизнь процвѣте, безгрѣшнаго имущее пригвожденна Господа, отъ Него же вси языцы нетлѣніе вземлюще зовемъ: Иже Крестомъ смерть упразднивый и насъ свободивый, слава Тебѣ» (празд. Воздвиж. при цѣлов. честнаго креста 4 стихира самогласны).
[Жертвоприношеніе Исаака — Быт. гл. 22.] Въ ряду прообразовъ Креста Христова довольно выразительнымъ является жертвоприношеніе Исаака (Быт. гл. 22). Такъ въ отношеніи къ Іисусу Христу святая Церковь воспѣваетъ: «грядеши якоже Исаакъ истинный, на рамо Твое крестъ воспріемъ, да на немъ жертву о моихъ грѣсѣхъ принесеши Отцу въ воню благоуханія» (кан. акаѳ. Бож. страстемъ Христ., кан. кресту пѣсн. 6 троп. 2). Самый бѣглый взглядъ на событіе жертвоприношенія Исаака, такъ высоко выставляющее вѣру Авраама и послушаніе его сына, легко открываетъ, что истинный смыслъ и значеніе его заключается въ нѣкоторой великой тайнѣ, сокрытой подъ покровомъ событія. Эту тайну въ отношеніи Креста Христова такъ раскрываетъ св. Ефремъ Сиринъ: «Исаакъ, уготовляемый на закланіе, восходилъ какъ агнецъ незлобивый на гору, нося на себѣ дрова жертвенныя: такъ и Спаситель нашъ восходилъ къ лобному мѣсту, обремененный Крестомъ. Вижу ножъ и разумѣю копье; вижу алтарь и представляю Голгоѳу; вижу дрова и проразумѣваю Крестъ» (Слово о Авраамѣ). Исаакъ послушно предаетъ себя для закланія на дровахъ отцу своему Аврааму, который изъ любви къ Богу жертвуетъ единственнымъ отъ жены его Сарры возлюбленнымъ сыномъ; такъ единородный Сынъ Божій — Іисусъ Христосъ является вполнѣ преданнымъ волѣ Отца Своего во время страданій и послушливымъ до смерти крестной (Флп. 2, 8; Рим. 8, 32).
[Поклоненіе Іакова на верхъ жезла Іосифа — Быт. 47, 29-31.] Далѣе. Когда Іосифъ для увѣренія умирающаго отца своего патріарха Іакова поклялся ему въ томъ, что кости его по смерти непремѣнно вынесетъ изъ Египта въ землю Обѣтованную и похоронитъ въ гробницѣ вмѣстѣ съ отцами Авраамомъ и Исаакомъ, тогда обнадеженный старецъ такъ обрадовался, что нѣсколько привсталъ на одрѣ «и поклонился (Израиль) на верхъ жезла его» (Быт. 47, 29-31). По изъясненію церковныхъ пѣснопѣній, Іаковъ преклонился на верхъ скипетра Іосифа, тогда бывшаго правителемъ въ Египтѣ, въ прознаменованіе царственнаго жезла Креста Христова, составляющаго побѣдную славу для царей благочестивыхъ. «Жезла объемлетъ край Іосифова будущая зря Израиль, царствія державное, яко возъимуществитъ преславный Крестъ, проявляя, сей бо царей побѣдоносная похвала и свѣтъ»1 (кан. Воздвиж. 7 пѣсн. 3 троп.). «Древле Іаковъ прообразуя крестъ Твой, Христе, Іосифъ покланяшеся божественнаго жезла краеви, скиптръ сей страшный царствія Твоего предвидѣвъ» (въ нед. 3 св. Четыред. 8 пѣсн. 5 троп.).
[Благословеніе Іаковомъ Ефрема и Манассіи — Быт. 48, 8-20.] Тотъ же Іосифъ, нѣкогда подведя сыновей своихъ для благословенія къ ослѣпшему отъ старости своему отцу Іакову, поставляетъ Манассію, какъ старшаго, противъ правой руки его для полученія преимущественнаго благословенія, а Ефрема, какъ младшаго, противъ лѣвой руки. Но Іаковъ съ особеннымъ намѣреніемъ, къ прискорбію Іосифа, правую руку свою возложилъ на голову Ефрема, а лѣвую — на голову первенца Манассіи и затѣмъ пророчески изрекъ имъ и потомству благословеніе, преимушественное же Ефрему (Быт. 48, 8-20). По разумѣнію Православной Церкви, такимъ крестообразнымъ расположеніемъ рукъ Іакова при благословеніи предызображено было древо креста Христова и самый крестъ, какъ орудіе благословенія для вѣрующихъ; преподанное дѣтямъ Іакова благословеніе пророчески прознаменовало имѣвшее снизойти отъ креста Христова благословеніе грѣшному человѣчеству. «Прообразуя Крестъ Твой, Христе, патріархъ Іаковъ, внукомъ благословеніе даруя, на главахъ премѣнены руки сотвори» (тр. Воздвиж. на вел. вечерни, на литіи 3 стихира самогл.; 1 авг. кан. 8 пѣсн. 1 троп.). «Внучата древле Іаковъ благословляя, проображаше свѣтло Крестъ честный» (понед. 4 нед. Четыред. кан. 9 пѣсн. 1 троп.). «На юныя главы длани иногда Іаковъ крестъ прописоваше, на немъ же Слово распростерлъ еси длани» (Окт. 2 гл. сред. утр. кан. 6 пѣсн. 1 троп.). «Священно во премѣненіи руками, приснославный, благословляя внуки иногда, образъ являя священнаго древа, имже благословеніе всѣмъ даровася, проклятымъ злою древа снѣдію и поползшимся во глубину золъ» (Окт. гл. 8 пятн. утр. кан. кресту 8 п. 2 троп.). «Подзнаменова издалеча тебе Кресте всечестный, въ благословеніихъ Іаковъ явленнѣе: мы же въ благодати удостоившеся видѣти тя, вѣрою несумнѣнною приступаемъ вси, и касающееся богатное благословеніе объемлемъ, и свѣтъ, и спасеніе, и прегрѣшеній разрѣшеніе» (Пятн. 4 нед. Четыред. кан. 8 п. 2 троп.). «Рукъ премѣненіе патріарха Іакова на благословеніе чадъ державное креста Твоего предъявляше знаменіе, его же мы держаще тверда хранителя, демонскія всенощно отгонимъ полки, и веліарову гордыню въ немъ низлагаемъ, враждебнѣйшаго Амалика побѣждаемъ всегубительную силу» (На вел. вечерни пр. Воздвиж. на литіи 2 стихира самогл.; ср. кан. Воздвиж. 6 п. 1 троп. и друг.).
[Помазаніе кровью пасхального агнца на косякахъ и перекладинѣ дверей израильтянъ — Исх. 12, 4-13.] При исходѣ евреевъ изъ Египта Богъ, установляя прообразовательный праздникъ Пасхи, между прочимъ, повелѣлъ чрезъ Моисея семейству сыновъ Израилевыхъ помазать кровію пасхальнаго агнца на обоихъ косякахъ и на перекладинѣ дверей въ домахъ, гдѣ они будутъ ѣсть агнца, и при этомъ сказалъ: «и будетъ у васъ кровь, и пройду мимо васъ и не будетъ между вами язвы губительной, когда буду поражать землю египетскую» (Исх. 12, 4. 7. 13). Знаменіе это было не простымъ условнымъ знакомъ, по которому ангелъ-губитель могъ бы различать дома евреевъ отъ домовъ египтянъ, но имѣло то значеніе, что свидѣтельствовало о вѣрѣ евреевъ въ умилостивительную силу пасхальной жертвы. Кровь безпорочнаго пасхальнаго агнца съ спасительнымъ для евреевъ значеніемъ прообразовала кровь Божественнаго Искупителя — Іисуса Христа, какъ Агнца Божія, закланнаго отъ сложенія міра (Іоан. 1, 29; 1 Петр. 1, 18-20; Евр. 11, 28). «Заклався на крестѣ якоже агнецъ, праги назнаменуя душъ нашихъ божественною Твоею кровію, Владыко» (Окт. гл. 5 пятн. кан. 1, п. 3 троп. 2). По представленію св. Кипріана, блаженнаго Іеронима, Августина и др., какъ дверные косяки еврейскихъ домовъ съ поперечными на нихъ перекладинами имѣли подобіе крестовъ, такъ и иссопомъ, омокавшимся въ кровь агнца, начертывался на нихъ крестъ. «Вереи чрезъ сіе (помазаніе кровью) изображали совершенный крестъ на своихъ жилищахъ, ибо, помазывая верхній и нижній пороги, изображали долготу, а обѣ вереи — широту Креста» (Камень вѣры о честн. крест. ч. I гл. 1, 202).
Pages: 1 2