Два вида веры
Май 31st 2014 -
Заметь, что вера, по словам Самого Христа, двояка. Одна – общая всем православным христианам, в которой мы сначала приняли крещение и с которою в конце жизни перейдем в мир иной. Другая вера есть достояние редких людей, тех, кто через исполнение Божьих заповедей стал образом и подобием Божьим, таким образом, обогатившись Божественным светом благодати, всю свою надежду утвердив в Господе. Таковые благословенные верующие – какое величие! – не сомневаются в своих молитвенных обращениях к Богу, а прося все с верой, тотчас же получают то, о чем просили, по слову Господа (Мф. 21:21).
Они своими чистыми деяниями обрели веру твердую, поскольку отвергли все свои сомнения и колебания и погрузились полностью в Божественный океан веры, надежды и любви к Богу, подвергнув себя Божественному и блаженному гневу, который, согласно благословенному Давиду, есть дело “десницы Всевышнего” (Пс. 76:11). Но не время говорить нам подробно о первой вере. Но очень даже время беседовать о второй, которая созревает, как Божественный плод, и рождается от первой. Потому что вера является своего рода корнем Божественной умиротворенности, как говорит о ней Иоанн Лествичник: “Если не уверуешь, как обретешь покой?” А благостный Давид добавляет: “Я веровал, и потому говорил” (Пс. 115:1).
И великий апостол Павел утверждал: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11:1), “Праведный верою жив будет” (Рим. 1:17). И Сам Христос ответил Своим ученикам, которые просили своего Учителя, чтобы он умножил их веру: “Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас” (Мф. 17:20). И еще говорил: “Если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете тó, чтó сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: “поднимись и ввергнись в море”, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Мф. 21:21-22) – и “вера твоя спасла тебя”(Мф. 9:22). Пишет святой Исаак Сирин: “Ибо вера утонченнее ведения, как ведение утонченнее вещей чувственных. Все святые, сподобившиеся обрести житие сие (а это есть восторжение к Богу), по силе веры, пребывают в услаждении оным превышеестественным житием.
Веру же разумеем не ту, какую человек имеет в рассуждении разнствия достопоклоняемых и Божественных Ипостасей все превосходящего и особенного естества в Самом Божестве, чудного Домостроительства в воплощении восприятием нашего естества (хотя и сия вера крайне высока), но веру, воссиявающую в душе от света благодати, свидетельством ума подкрепляющую сердце, чтобы не колебалось оно в несомненности надежды, далекой от всякого самомнения. И вера сия обнаруживается не в приращении слуха ушей, но в духовных очах, которые видят сокрытые в душе тайны, невидимое и Божественное богатство, сокровенное для очей сынов плоти и открываемое Духом питающимся с трапезы Христовой, в поучении законам Христовым, как сказал Господь: “Если заповеди Мои соблюдете, пошлю вам Утешителя, Духа истины, Егоже мир не может прияти… и Той вы научит всякой истине (Ин.14:15-17,26).
И далее говорит: “Ибо, пока не приидет Тот, Кто есть совершение таинств, и пока явно не сподобимся откровения оных, вера между Богом и святыми священнодействует неизреченные таинства, которых, по благодати Самого Христа, и мы да сподобимся здесь, как в залог, а в самой действительной истине – там, во Царствии Небесном с любящими Его! Аминь”.
Филокалия отцов-трезвенников, том 5, изд-во “Сад Богородицы”, стр. 37-38
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.