Послание апостола Иоанна (Ин)
Март 16th 2010 -
Первое послание апостола Иоанна
Язык, стиль и мысли послания настолько близки к Ин, что трудно сомневаться в их принадлежности одному и тому же автору. Предание, которое можно проследить вплоть до II в., определенно считает его ап. и ев. Иоанном Богословом. Самая ранняя цитата из 1Ин относится к 115 г. (св. Поликарп, к Филиппийцам, 7). На него как на произведение ап. Иоанна ссылаются Папий, Климент Александрийский, Ориген и др. писатели II-III вв. Выражения в 1Ин 2:7 показывают, что 1Ин составлено много лет спустя после евангельских событий. Наиболее вероятной датой послания являются 90-е гг. I в. Оно было написано в Эфесе, где ап. Иоанн провел последние годы своей жизни (Евсевий, Церк. История, III, 31; V, 24; Ириней. Против ересей, II, 22, 5; III, 1, 1). По мнению ряда толкователей, все три Иоанновых послания появились несколько ранее IV Евангелия.
В 1Ин есть точки соприкосновения с ессейской (кумранской) литературой (резкое противопоставление двух миров: света и тьмы, истины и лжи, Бога и «мира», призыв «испытывать духов», «ходить в истине»). Это может объясняться тем, что первым наставником апостола был Иоанн Креститель, который, как полагают, был связан с ессеями (см. Лк 1:80). Есть известное сходство между 1Ин и посланиями апп. Петра и Иуды. Все они написаны в годы духовного кризиса с целью предостеречь Церкви от влияния раскольников и лжеучителей, которые вносили в христианство чуждые ему идеи. Кем были эти сектанты и еретики, неизвестно. Скорее всего, речь идет о предшественниках гностицизма (появившегося в конце I в.). Некоторые из них считали, что плоть Христа и вообще Его человеческая природа были призрачными (докетизм). Другие пытались отторгнуть Церковь от ее исторического корня, от уникального события боговоплощения, превратить Евангелие в отвлеченную и созерцательно-мистическую доктрину. С их точки зрения Христос был не Богочеловеком, а только пророком, на которого сошел в момент крещения Дух Божий. Нравственные заповеди Евангелия сектанты игнорировали, считая, что человеку достаточно «познавать Бога» путем самоуглубления. Одним из этих еретиков был Керинф, проповедник из Малой Азии, против которого, как гласит предание, боролся ап. Иоанн. (Ириней, Против ересей, III,3; II,7; Евсевий, Церк. История, III,28; Епифаний, Против ересей, 28,6).
Второе послание апостола Иоанна (2Ин)
Краткое и вначале малоизвестное послание обращено к «избранной госпоже и детям ее»: речь идет в действительности об одной из малоазийских Церквей, которую апостол хочет утвердить в любви Христовой и предостеречь от лжеучителей, отрицающих истинность Воплощения Сына Божия.
Третье послание апостола Иоанна (3Ин)
Третье послание, как и второе, написано апостолом в городе Эфесе. Посланных им в языческие страны для проповеди Евангелия он поручает покровительству некоего Гайя, благочестивого христианина и щедрого благотворителя: они нуждаются в защите от местного епископа Диатрефа, преследующего их. Враждебно относясь к апостолу, Диатреф скрыл от общины его предыдущее послание. Это послание свидетельствует об укреплении епископской власти в поместных Церквах на рубеже двух первых столетий нашей эры; оно указывает на важность сохранения централизованной церковной власти, которая ограждает Церковь от заблуждений, и свидетельствует, что «анархические» тенденции возникли в христианстве очень рано. Они-то и открывали путь для раскольников, сектантов и лжеучителей.
Откровение (Апокалипсис) (Откр)
Греч. слово ἀποκάλυψις означает откровение. Бог открывает избранным таинственные реальности, глазным образом относящиеся к будущему.
Трудно разграничить жанр пророческий и апокалиптический. Древние пророки воспринимали Божии откровения и передавали их в устной форме. Авторам апокалипсисов Бог посылает видения, и они записывают их. Ценность этих видений определяется символикой, которой они проникнуты. Описывая видения, тайнозритель выражает на языке символов то, что Бог ему показывает, не заботясь о стройной форме повествования. Чтобы понять их, надо постигнуть особенности его метода и перевести на язык понятий употребляемые им символы; иначе можно исказить смысл данного ему откровения.
Апокалипсисы вызвали живой интерес в иудейской среде, в том числе и у ессеев, в последние столетия перед Р.Х. Подготовленный видениями, бывшими пророкам Иезекиилю и Захарии, апокалиптический жанр расцвел в творчестве пророка Даниила и во многочисленных апокрифических творениях в эпоху зарождения христианства. В канон Н.З. был включен только один апокалипсис, автор которого сам себя называет: Иоанн, сосланный на остров Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр 1:9). Христианские писатели II в. Папий, Иустин Философ, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и другие подтверждают авторство св. Иоанна.
Но в то же самое время высказывались сомнения в апостольском происхождении книги. Смущение вызывали некоторые идеи, напр., тысячелетнее царство Христа на земле (20). Сомневались в принадлежности книги апостолу Дионисий Александрийский, Евсевий, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Феодорит и др. В то время как на западе Апокалпсис был принят в канон уже к нач. III в., Восточная Церковь проолжала относиться к нему с осторожностью: в список канона он попал только в 397 г.
Язык книги заметно отличается от языка, которым написано Ин. В Евангелии мы видим достаточно правильный греческий язык, а язык Апокалипсиса представляет собой уникальное явление: там заметны сильные семитическое влияние, греческий звучит странно, неестественно. Возможно, это объясняется тем, что у ап. Иоанна был соавтор или редактор. При всех различиях, есть поразительное сходство между Евангелием, письмами и Откр. Напр., только в этих книгах Христос именуется Словом и Ангцем (Ягненком) Божиим.
Как и кн. пророка Даниила, Апокалипсис является ответом верующим на волновавший их вопрос: почему Бог попускает такие гонения на избранных Его? Автор возвращается к основным темам пророческих писаний — о великом Дне Ягве (Ам 5:1-8), о святом народе, порабощенном могущественными врагами, рассеянном и почти уничтоженном вследствие жестоких гонений. Пророки возвещали близость дня спасения, когда Бог придет освободить свой народ из-под власти угнетателей и подчинит ему врагов Израиля. В конце I в. Церковь — Новый Израиль — вновь подвергается кровавым гонениям (Откр 13; 6:10-11; 16:6; 17:6) со стороны Рима, вдохновляемого сатаной (12-13; 2-4), и вновь торжествует во исполнение слов Господних «Врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18).
Откр можно разделить на вступление (1:1-8), три части и заключение (22:6-21). Первая часть (1:9–3:22) открывается видением Иисуса Христа во славе, повелевающего своему апостолу написать в назидание семи Асийским Церквам то, что возвещается в кратких пророческих посланиях. Во второй части (14:1–19:10) изображаются грядущие бедствия. Описывается снятие семи печатей (5:1–8:1), семь труб (8:2–11:19), семь знамений (12:1–15:4), семь чаш гнева (15:5–16:21) и суд Божий над Вавилоном (17:1–18:24). В третьей части (19:1–22:5) повествуется о победе Агнца над зверем и драконом, о страшном Суде, о славе нового неба и новой земли, о граде Божием, о блаженстве праведных.
Историческая интерпретация Откр раскрывает его основной смысл. Но значение книги этим не ограничивается: в ней изображается непрекращающаяся в течение веков борьба сил добра и зла, которая закончится сокрушительным поражением антихриста и его служителей, преображением неба и земли и вечным торжеством Агнца и верных Ему. Она является источником, питающим веру и укрепляющим надежду христиан всех времен.
Жертва Агнца принесла окончательную победу и, каковы бы ни были испытания, которым подвергается Церковь Христова, она не должна сомневаться в верности Бога Своим обетованиям — Господь «грядет скоро» (22:20). Апокалипсис — великая эпопея христианской надежды, победная песнь гонимой Церкви.
Метки: Апостол, Религия, Христианство
inna fero сказал:
Март 16th, 2010 at 23:42
spasibo bilo ochen interesno