Великомученик Иоанн Новый, Сочавский
Июнь 15th 2010 -
Великомученик Иоанн Новый, Сочавский
Памаять 2/15 июня; 24 июня/ 7 июля; в Соборе Галицких святых
Святой великомученик Иоанн Сочавский жил в XIV веке в городе Трапезунде. Называется Сочавским потому, что мощи его почивают в соборной церкви в Сочаве.
Святой великомученик Иоанн Новый Сочавский имеет особую благодать от Бога помогать занимающимся торговлей. Не только в собственной жизни, но и в делах своих он следовал Христову учению. Купец по роду своей деятельности, святой Иоанн строго соблюдал деловой этикет в торговле и милосердовал о подчиненных; совершая торговые странствия, посещал многочисленные христианские святыни и мощи святых угодников. Профессия купца не отложила на нём печати стяжательства и жадности.
Проповеди:
Поученіе. Св. великомученикъ Іоаннъ новый. Природа и жизнь человѣческая научаютъ благодарности къ Богу. Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Однажды ему пришлось плыть на корабле, владелец которого не был православным христианином. В споре о вере святой Иоанн, хорошо знавший Священное Писание и творения святых отцов, обличил неправомыслие корабельщика, и тот затаил на святого злобу. Во время стоянки корабля в Белгороде Босфорском (по другим источникам в Аккермане – Белгород на Днестре) хозяин корабля донес правителю города, язычнику – огнепоклоннику, что святой Иоанн хочет отречься от Христа и поклоняться огню.
Видео: Великомученик Иоанн Сочавский
Правитель пригласил святого во дворец и с честью принял его. «От многих мы знаем, что ты человек достойный, — ласково говорил он, — и весьма рады слышать, что ты пленен прекрасной и истинной верой нашей. И как ты добровольно любишь ее, то не медли быть нашим другом, отвергнись смешной и постыдной веры христиан, громко посрами закон их пред собравшимся теперь народом, восхвали нашу веру и, как обещал, сделай это немедленно! За это почтен будешь от царя и станешь жить в довольстве, как брат наш». Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк. 13,11). И Господь дал ему мужество и разумение. Исполнившись Божественной ревности, св. Иоанн, грозно взглянув на правителя, сказал: «Ты явно лжешь! Все это твоя выдумка и ухищрение сатаны! Лучше сам, несчастный, познай истину и крестись, чтобы удостоиться Царства Небеснаго». После сего громко исповедал свою веру во Единаго Бога, в Троице славимого, и себя христианином.
После этого он был предан жестоким мучениям: святого нещадно били палками, так что тело его было залито кровью. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи, а мучители еще сильнее бичевали его, так что он уже не стал подавать голоса. Но поскольку был уже вечер, то избитого заковали в цепи и отволокли в темницу. На другой день его вновь пытались заставить поклоняться огню, но все усилия мучителей были бесполезны. Святой Иоанн славил Христа и старался обратить язычников к вере истинной. Никакие пытки не сломили волю святого мученика. «Бей жезлами, — говорил он правителю, — жги огнем, утопи в воде или рассеки мечом и, если есть у тебя, иные, более лютые муки, не ленись причинить их мне: все готов радостно принять ради любви ко Христу моему».
Святого Иоанна привязали за ноги к хвосту дикого коня, которого стали гнать по улицам города. Над страданиями мученика потешались иудеи. Один из них догнал влачимого мученика и отсек ему голову. Палачи отвязали тело и оставили его с головой на том же месте среди улицы, и никто из христиан не смел его погребать.
Ночью многие видели над телом мученика огненный столп и множество святящихся лампад. Три светоносных мужа воспевали священные песнопения и кадили вокруг него. Некий иудей принял эти мужей за христианских священников и хотел застрелить одного из лука. Но когда он натянул тетиву, лук и стрела будто приросли к его рукам – стал недвижим, связанный невидимой силой Божией. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, правитель разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.
Владелец корабля, раскаявшись в содеянном, хотел тайно взять тело мученика. Ночью он раскопал могилу и намеревался изъять мощи. Святой Иоанн в сонном видении предупредил об этом пресвитера храма, и тот остановил вора. Честные мощи были перенесены в алтарь храма, где пролежали более 70 лет. От мощей происходили различные чудеса: сиял свет, распространялось благоухание, многие больные получили исцеления. Правитель Молдо – Влахийского княжества Александр перенес мощи святого Иоанна Нового в свою столицу Сочаву.
Икона Иоанна Нового, (мозаика), на стена подземной церкви Иоанна Нового Сочавского над источником, г.Белгород-Днестровский
В 1402 г. мощи Иоанна Нового были торжественно перенесены из Белгорода в столицу Молдавского княжества Сучаву и положены в соборной церкви, в церемонии участвовали господарь Александр Добрый и митр. Иосиф. Во время перенесения мощей совершались многочисленные чудотворения.
Иоанн Новый стал для Молдавского княжества национальным святым, небесным покровителем страны, ее народа и правителей.
Во 2-й пол. XV в., вероятно в правление господаря св. Стефана III Великого, для мощей Иоанна Нового была сооружена серебряная позлащенная рака со сценами жития мученика. В 1686 г., во время похода в Молдову польской армии во главе с королём Яном II Собеским, мощи Иоанн Новый были перенесены молдававским митр. Досифеем в Стрый, где они находились до 1691 г., а оттуда — в Жолкву. В Сучаву (вошедшую после войн с Турцией в состав монархии Габсбургов) мощи возвратились в 1783 г. по указу имп. Иосифа II.
История почитания Иоанна Нового в Московской Руси и на территории будущей Украины и Белоруссии принципиально отличаются друг от друга. Начало и конкретные обстоятельства этого процесса в первом случае никак не засвидетельствованы.
Нельзя согласиться с мнением Ф. Г. Спасского, предложившего связывать распространение культа Иоанна Нового в восточнослав. землях с деятельностью Григория Цамблака в качестве митр. Киевского.
Почитание Иоанна Нового получило распространение в Московской Руси, минуя Западнорусскую митрополию, в конце XV в., когда между Молдавским княжеством и Великим княжеством Московским был заключен военно-политический союз, скрепленный в 1483 г. браком наследника престола Иоанна Иоанновича Молодого и дочери господаря Стефана Великого Елены.
Во имя Иоанна Новогор был крещен старший сын царя Михаила Феодоровича Романова, родившийся в 1633 г. и умерший в 1636 г. Сохранилась его мерная икона, написанная в 1633 г. (Архангельский собор Московского Кремля. Инв. Ж 550-½), в драгоценном окладе с изображением небесного покровителя (Меняйло В. А. Русская иконопись в 1-й пол. XVII в. // Она же. Иконописцы царя Михаила Романова: Кат. М., 2007. С. 124-125. № 47).
С этим событием связано посвящение престола Иоанна Нового в составе архитектурного комплекса дворцового Верхоспасского собора («Спас за золотой решеткой») в Московском Кремле — «Иоанн Белгородской, что в Верху». Большие работы по украшению интерьера вновь отстроенного в 70-х гг. XVII в. храма велись в 1678—1680 гг. Храмовый житийный образ («страсти») был выполнен Феодором Евтихием Зубовым (Кочетков. Словарь иконописцев. С. 254-255).
На правосл. землях Речи Посполитой почитание Иоанна Нового, судя по рукописной традиции службы (Kuczyńska. 19913. S. 27-30; Naumow. 1996. S. 51-53), получило распространение только в кон. XVII — XVIII в. по преимуществу в Галиции в связи с перенесением мощей из Сучавы в 1686 г. Житие, по всей вероятности, было здесь известно только в составе «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского.
Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, имеет особую благодать от Бога помогать занимающимся торговлей. Память его празднуется 2/15 июня. Да поможет им Господь вести дело честно и достойно звания христианина!