Святой мученик Ипполит

Август 25th 2010 -

 Мученик Ипполит Римский

Память 13/26 августа.

По мученической кончине святого архидиакона Лаврентия1, блаженный Ипполит, военачальник и блюститель тюремный, с честью предал погребению многострадальные останки мученика, который был сначала для него узником, а потом сделался учителем; домой блаженный Ипполит возвратился лишь на третий день после погребения.

Все домашние его, – числом девятнадцать человек обоего пола, – были христиане, – они были наставлены в истинах христианской веры и затем крещены святым Лаврентием. Вместе со всеми домочадцами блаженный Ипполит после общей домашней молитвы приобщился Божественных Таин Тела и Крови Христовых, а потом, по принятии духовной пищи, была предложена трапеза для подкрепления тела; но прежде чем приступили к ней, пришли воины и взяв блаженного Ипполита, повели его к царю Декию2. Увидев его, царь засмеялся и сказал:

– Неужели и ты стал волхвом, потому что украл тело Лаврентия?
– Я не волхв, но христианин, – отвечал блаженный Ипполит.

Тогда разгневанный царь приказал быть его по устам камнями, а затем – снять с него одежду, составлявшую обычное одеяние христиан.

– Ты не обнажил меня, но облекаешь в более ценную одежду, – сказал на это блаженный Ипполит.
– Разве ты более уже не чтишь богов, если так безумствуешь и не стыдишься своей наготы? – спросил царь.

– Я мудр и не наг, – возразил блаженный Ипполит, – ибо облекся во Христа; я тогда был безумен, когда подобно тебе служил бесам, и тогда был наг, когда не имел благодати Христовой, а теперь я христианин.
– Принеси жертву богам, – предложил царь, – чтобы тебе, подобно Лаврентию, не погибнуть от мук.
– О, если бы я удостоился участи святого Лаврентия, имя которого ты, окаянный, своими скверными устами и произносить то не должен! – воскликнул блаженный Ипполит.

Царь велел протянуть его на земле и бить без жалости палками; святой же мученик в это время громко взывал:

– Я христианин!

Тогда мучитель приказал прекратить побои, поднять блаженного Ипполит с земли и одеть в обычную воинскую одежду, при этом он сказал, обращаясь к святому мученику:

– Вспомни о своем воинском сане и будь по прежнему нам другом, по прежнему вместе с нами принося жертвы.
– Я воин Христа, моего Спасителя и за Него желаю умереть, – отвечал блаженный.

Декий после этого сказал епарху Валериану:

– Возьми всё имение его, а его самого замучь до смерти.

В тот же день посланные Валериана разграбили имение блаженного Ипполита; узнав, что в доме Ипполита найдены верующие во Христа, Валериан велел их привести к себе: среди приведенных находилась и кормилица Ипполита, по имени Конкордия. Взглянув на них, Валериан велел их привести к себе; среди приведенных находилась и кормилица Ипполита, по имени Конкордия. Взглянув на них, Валериан сказал:

– Пожалейте свою жизнь, чтобы не погибнуть вместе со своим господином Ипполитом.
– Мы желаем лучше, – отвечала Конкордия, – с честью умереть за веру Христову вместе с нашим господином, чем, утратив ее, жить среди вас, нечестивцев.
– Порода рабов не иначе, как только ранами может быть исправлена, – сказал Валериан и приказал бить Конкордию оловянными прутьями; во время побоев святая мученица предала дух свой Господу. Здесь находился под караулом воинов и блаженный Ипполит: увидав мученическую кончину своей кормилицы, он с радостью воскликнул:
– Благодарю Тебя, Господи, что питавшую меня предпослал в Твое царствие к святым Твоим!

Епарх сказал:

– Ты всё еще надеешься на волшебную хитрость, – не почитаешь богов и не повинуешься повелению царя?

И разгневавшись, Валериан приказал всех вместе с Ипполитом вывести через Тивуртинские ворота за город и там предать смерти. Святой Ипполит ободрял их во время пути:

– Не бойтесь, – и я и вы имеем над собою одного Владыку.

Когда пришли на место казни, то все были усечены воинами на глазах блаженного Ипполита. Всех приявших эту мученическую кончину, – разного пола и возраста, – было восемнадцать человек, не считая святую Конкордию, убитую в городе. Самого же святого Ипполита, по приказанию епарха, привязали к диким коням и влачили по каменистым местам до тех пор, пока он не отошел ко Господу. Святой мученик Ипполит вместе с домочадцами своими пострадал за Христа в тринадцатый день августа месяца и в третий день по мученической кончине святого Лаврентия.

При наступлении ночи к месту казни пришел с верующими святой Иустин пресвитер и, собрав тела святых мучеников, предал их там же погребению. Тела же святой Конкордии, не смотря на самые тщательные поиски в городе, никак не могли найти; это так сильно опечалило святого Иустина, что он заплакал. Честное же тело святой Конкордии было, по приказанию мучителя, брошено в нечистое место. один христианин, по имени Ириней, узнал об этом от одного воина, уже спустя три недели со дня смерти блаженного Ипполита, – взяв с собою другого христианина – Авундия, он извлек ночью тело святой мученицы, нисколько не пострадавшее от нечистот, и принес его к пресвитеру Иустину. Пресвитер был очень рад и похоронил честные останки рядом с телом святого Ипполита и прочими мучениками. Наутро это стало известно Валериану; он приказал схватить Иринея и Авундия и бросив туда, откуда они извлекли тело святой Конкордии, потопить их живыми в нечистотах. И оба святые умерли там в двадцать шестой день августа месяца. Святой Иулиан извлек тела их ночью и предал погребению при мощах святого Лаврентия, славя Христа Бога, славимого со Отцом и Святым Духом во веки3. Аминь.

Его имя означает непривязанная лошадь. Покровитель лошадей и тюремщиков. В искусстве святого Ипполита изображают в виде коня.
В некоторых поздних легендах также упоминается Ипполит. Св. Лаврентий говорит о нём как об офицере, охранявшим блаженного диакона, который был обращён со всей своей семьёй и убит дикими лошадьми (Acta SS., August, III, 13-14; Surius, «De probatis Sanctorum historiis», IV, Cologne, 1573, 581 sqq.). Легенда из Порто отождествляет его с мучеником Нонном (Nonnus) и рассказывает о его мученичестве вместе с другими, принятом в том же городе (Acta SS., August, IV, 506; P.G., X, 545-48).

Большой фрагмент мраморной статуи святого, найденный в 1551 и отреставрированный (обновлены верхняя часть тела и голова), сейчас находится в Латеранском музее; пасхальный цикл, рассчитанный Ипполитом и список его трудов выгравированы по краям стула, где сидит фигура Ипполита; монумент датируется третьим веком (Kraus, «Realencyklopädie der christlichen Altertumer», 661 sqq.).

Некоторые характеристики:
— Последний крупный римский автор, писавший на греческом.
— Хорошо знаком с александрийским богословием.
— Прекрасно знал греческую философию и религию.
— Св. Ипполит считается первым исторически известным антипапой.

Свидетельства об Ипполите:
Блаж. Иероним в одном из своих писем говорит, что св. Ипполит происходил (род. ок. 170–го или 175–го г.) из римского сословия всадников и до становления священником был римским сенатором. Но достоверность этого свидетельства сомнительна.
Патриарх Константинопольский Фотий называет св. Ипполита учеником св. Иринея.
Ориген говорит, что в 212 году в Риме слышал в одной церкви проповедь, которую произнес римский пресвитер Ипполит.
Сам св. Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству («Философумены»).

Деяния:

При папе Каликсте I (Каллисте) (217–222 г.) Ипполит отделился от Римской Церкви. Он обвинил папу в послаблении церковной дисциплины и возглавил небольшую группу ригористически настроенных христиан. Его провозгласили епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.
Похоже, раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урбане (223 — 230) и Понтиане (230 — 235)
В 235 году Св. Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию. Там, по-видимому, они и примирились.
28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.
Существует предположение, что деятельность Ипполита в Риме была связана с новацианским расколом. Основание:
свидетельство папы Дамаса (366—384)
прославляющий Ипполита героическоий эпос христианского поэта Аврелия Климента Пруденция (умер после 405 г. в Испании)
Но это были, скоре всего, ошибочные суждения.

Кончина
Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан ( по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года).
Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа 236–го или 237–го года.
Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа.
Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января.

Творения:
Он писал очень много, но сочинения его сохранились очень плохо. Это можно объяснить след. причинами:
Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.
Богословие св. Ипполита не всегда было православным.
В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом

___________________________________
1 См. житие его под десятым числом настоящего месяца.
2 Император 249-251 гг.
3 Св. мученик Ипполит и святая мученица Конкордия пострадали в 258 г. 13 августа.

Метки:

Комментарии закрыты.