Святитель Феофан Затворник, Вышенский

Январь 18th 2017 -

Святитель Феофан Затворник, Вышенский

В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

Его отец Василий Тимофеевич Говоров был священником Владимирской церкви села Чернавское и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Мать святителя Татьяна Ивановна происходила из священнической семьи и имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце.

Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. Уже в детстве у Георгия стали проявляться яркие черты его характера: от отца он унаследовал живость и чистоту ума, от матери — нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность.

Проповеди:

В 3-ю неделю Великого поста. Путь к истинной радости лежит через крест.

22 мая, 1860 г. В день Пятидесятницы.

Зерцало иночества в жизни святого Алексия, человека Божия

На введеніе въ храмъ Пресвятыя Богородицы.

Проповедь в день памяти прп. Алексия, человека Божия. Гвозди для самораспятия.

Исправление жизни и нрава (День памяти св.Марии Египетской)

В 1823 году отрок Георгий поступил в Ливенское духовное училище. Способ­ный, хорошо подготовленный отрок Георгий легко прошел курс духовного учи­лища и через шесть лет (в 1829 году) в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Во главе ее стоял тогда архимандрит Исидор — впо­следствии известный иерарх Русской Православной Церкви. Георгий Говоров с большим интересом изучал преподаваемые науки, но особенный инте­рес возбудили в нем уроки психологии. В годы учебы, после паломничества в За­­дон­ский монастырь, где по­чивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленные, у Георгия появилось необычайное, все более возрастающее благоговение к святи­телю Тихону Задонскому.

Отлично окончив семинарию в 1837 году, Георгий Васильевич Говоров по­лучает назначение в Киевскую духовную академию, которая в те годы нахо­дилась в цве­тущем состоянии. Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), прозванный за святость жизни «Филаретом благочестивым», уделял очень боль­шое внимание развитию внутренней духовно-религиозной жизни студентов академии. Это было цветущее время как по доброму нравственному направлению жизни академии, так и по обилию талантов и профессорской корпорации.

Труды: Болезнь и Смерть

В академии завершилось образование и ясно определилось общее направление нравственной жизни Геор­гия Говорова.

В профессорских ведомостях он аттестуется как студент, обладающий весь­ма хоро­шими способностями, отличающийся усердием и имеющим отличные успехе в науках. Любимыми предметами будущего архипастыря были предметы богословские и в особенности Священное Писание и Церковное красноречие. Академиче­ская инспекция постоянно характеризовала его как человека «весьма скромного», «честного поведением», «отличающегося благонравием, исправ­ностью в отношении своих обязанностей, любовью к богослужению» и как «пода­ю­щего пример другим». Все эти добрые качества нравственного поведения студента Георгия Говорова предуказывали его путь к иноческой жизни.

Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская лавра и другие киев­ские памятники священной истории, являющиеся красноречивыми свидетелями подвигов русского иночества. Юный студент нередко посещал Киевскую лавру, где переживал возвышенные религиозные настроения. Впечат­ления о подобных посещениях были настолько глубоки и сильны, что святи­тель до конца жизни с восторгом вспоминал о них: «Киевская лавра — незем­ная обитель».

В последний год своей учебы Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению Святой Церкви в иноческом чине. 1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал академическому начальству проше­ние о пострижении в монашество, в котором писал: «Имея постоянное усердие к занятию бого­словскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соеди­нить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвя­тить жизнь свою монашескому званию».

С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 г. он принял постриг с именем Феофан. Чин пострижения был совершен в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря ректором академии архи­манд­­ритом Иеремией, который был впоследствии архиепископом Нижегородским.

С апреля 1841 г. Феофан тем же Иеремией (в то время уже епископом Чи­ги­ринским, викарием Киевского митрополита) в большом Успенском соборе Киево-Печерской лавры рукоположен был в иеродиакона, а 1 июля — в иеромонаха.

Во время этой важной перемены в своей жизни иеромонах Феофан продол­жал учебу в академии и писал курсовое сочинение на тему: «Обозрение под­законной религии». Он успешно сдал выпускные экзамены, а курсовое сочи­­не­­ние академи­ческим ученым советом в числе лучших было отослано в Синод на рас­смот­рение. Постоянный член Синода митрополит Московский Филарет, строгий ценитель богословских сочинений, своим мудрым и проницательным взором заметил даро­витость и трудолюбие отца Феофана.

В 1841 г. иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со сте­пенью магистра. Началось время его служебной деятельности на учебно-вос­питательном поприще.

27 августа 1841 года иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, которое находилось под непосредствен­ным наблюдением Киевского митрополита Филарета. Но недолго трудился отец Фео­фан в Киевском училище: 7 декабря 1842 года он был назначен инспектором Новгородской семи­нарии. Три года иеромонах Феофан был в Новгороде. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и пре­крас­ный преподаватель психологии и логики.

Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незау­ряд­­ные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому 13 декабря 1844 года он был переведен в Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия.

Сознавая великую ответственность перед Богом в деле духовного воспитания юно­шества, отец Феофан стремился действовать на будущих пастырей своей большой добротой, любовью и кротостью. Свой взгляд на духовно-педаго­ги­ческую деятель­ность потом он выразил следующими словами: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследст­вии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом дей­ствовать на них с терпением, успешно, сильно, пло­дотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и свя­тых». К преподаваемым предметам иеромонах Феофан относился с большим вниманием. Оставив филосовско-умозри­тельные методы работы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и пси­хологический. Главными после Священного Писания и творений святых отцов источниками его лекций были жития святых и психология.

1 февраля 1845 года отец Феофан был назначен помощником инспектора акаде­мии, а с 20 мая по 4 августа 1846 года он исполнял обязанности инспек­тора. За ревностное исполнение этих обязанностей, засвидетельствованное академическим начальством, иеромонах Феофан был во второй раз удостоен благословения Свя­тейшего Синода, а 25 мая 1846 года — и звания соборного иеромонаха Александро-Невской лавры.

Иеромонах Феофан был глубоко предан важному делу христианского вос­питания, однако его влекло другое, а именно — уединенная монашеская жизнь. Его учебная работа соединилась с административными и хозяйственными забо­тами, к которым не лежала его душа, а поэтому внутренне он не был удовлет­ворен служебной деятельностью. Дух его стремился в более сродную ему сферу иноческого жития и молитвенного общения с Богом.

Вскоре представился случай к удовлетворению духовных потребностей отца Фео­фана. 21 августа 1847 года по собственному желанию он был назна­чен чле­ном Духовной Миссии в Иерусалиме. И 14 октября 1847 года Миссия в пол­ном составе отбыла из Петербурга в Палестину.

Шестилетнее пребывание на Востоке имело для иеромонаха Феофана большое духовное и нравственное значение. Посещая древние обители, он неутомимо изучал писания святых отцов по древним рукописям, знакомился с уставом и житиями древних подвижников восточных обителей и святой Афонской горы.

Молодой аскет вошел в тесную связь с афонскими старцами, которые ока­­зали благотворное влияние на направление его духовной жизни и впослед­ствии способствовали изданию его сочинений. Здесь, на Востоке, отец Феофан основательно изучил греческий и французский языки, познакомился с еврей­ским и арабским.

В 1853 году началась Крымская война. 3 мая 1854 года члены Русской Ду­хов­ной Миссии были отозваны из Иерусалима в Россию. За свои труды в Мис­­сии иеромонах Феофан был возведен 4 апреля 1855 года в сан архиманд­рита и 12 апреля назначен в Петербургскую духовную академию бакалавром по ка­федре канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой духовной семинарии.

В исполнении должности ректора семинарии архимандриту Феофану пред­стояло много дел и хлопот. Олонецкая духовная семинария в это время была еще совершенно не устроена, даже не имела своего здания. Архимандрит Феофан занимается организацией строительства здания для семинарии. Однако главной заботой, отвечавшей высоким стремлениям души отца Феофана, было воспи­тание учащихся Олонецкой семинарии.

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.