Святитель Елен, епископ Тарсийский
Декабрь 5th 2012 -
Память 23 ноября/ 6 декабря
Сведения о Елене содержатся в «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарийского.
Со ссылкой на послание свт. Дионисия Великого, еп. Александрийского, к сщмч. Корнилию, еп. Римскому (251-253), Евсевий пишет, что Елен вместе с Фирмилианом, еп. Кесарии Каппадокийской, и Феоктистом, еп. Кесарии Палестинской, приглашал Дионисия на Собор в Антиохии для противодействия новацианской схизме (Euseb. Hist. eccl. VI 46. 3).
В другом послании, к сщмч. Стефану I, еп. Римскому (254-257), Дионисий Александрийский сообщает о разрыве литургического общения с Елен, в связи с тем что он, как и Фирмилиан, перекрещивал кающихся еретиков, приходящих в Церковь (Ibid. VII 5. 4). Это послание написано после 254 г., когда по данному вопросу начался спор между Стефаном I и сщмч. Киприаном, еп. Карфагенским.
Сщмч. Киприан также был сторонником перекрещивания еретиков, в то время как Стефан I считал, что для принятия бывших еретиков в Церковь достаточен обряд возложения рук.
Елен входит в число первых восточных епископов (наряду с еп. Фирмилианом и со сщмч. Григорием Чудотворцем, еп. Неокесарийским), выступивших против ереси Павла Самосатского (динамическое монархианство) на Соборе в 264 г. (Ibid. VII 28. 1).
Имя Елен стоит на 1-м месте в послании участников следующего Собора против Павла Самосатского (268) к св. Дионисию, еп. Римскому (259-268) (Ibid. VII 29. 2).
В Синаксаре Констанинопольской церкви (кон. X в.) под 23 ноября значится память Елен без сказания о нем.
В стишных синаксарях Елен посвящены 2 стиха, как и в слав. стишном Прологе, где он именуется Еллением («Святый Тарсийский Еллений, жрец небесный, / Дерзостно восходи душевно даже и до воздухов»).