Святитель Дионисий Коринфский, епископ
Декабрь 11th 2015 -
Память 8/21 апреля, 29 ноября/12 декабря.
Дионисий Коринфский родился около 182года. Епископ Коринфа, почитаемый в качестве мученика за перенесенные гонения (хотя умер он своей смертью).
Дионисий был епископом города Коринфа, ок. 170 и принимал деятельное участие во многих событиях того времени, отличался красноречием и трудолюбием, наибольший расцвет его деятельности был во время правления императоров Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода. Дионисий — автор нескольких посланий. Это послания:
- к лакедемонянам, наставляющее в правоверии и убеждающее хранить мир и единство;
- к афинянам, в котором автор призывает христиан к вере и жизни по Евангелию; автор упоминает и хвалит труды и мученические подвиги епископов Афинских: Дионисия Ареопагита, Публия и Кодрата;
- к никомидийцам, в котором автор опровергает ересь Маркиона;
- к церкви в Гортине и к христианам церквей на Крите, в котором автор хвалит епископа Филиппа Гортинского и предупреждает христиан остерегаться еретической заразы;
- к церкви в Амастриде и к христианам Понта, он вспоминает Вакхилида и Елписта, которые просили его написать это Послание;, в котором автор толкует Божественное Писание, упоминает епископа Амастридского Пальму и даёт много советов относительно брака и целомудрия; пишет о том, что необходимо принимать в общение, павших, согрешивших, даже повинных в еретическом заблуждении, если они раскаялись (послание написано по просьбе Вакхилида и Елписта);
- к жителям Кносса, в котором автор убеждает их епископа Пинита не накладывать насильно на братьев тяжкого бремени целомудрия и считаться с тем, что многие слабы; в послании автор повествует о добрых качествах Пинита: правоверие, забота о пользе ему подвластных, образованность и понимание Божественного.
- к римлянам, обращённое к епископу Сотеру, в котором автор хвалит обычаи римских христиан: оказывать милость и утешение всем нуждающимся;
- к глубоко верующей сестре Христофоре, в котором автор даёт Христофоре духовные наставления.
Сочинения Дионисия не сохранились, лишь небольшой фрагмент Послания Диониси к римлянам цитирует Евсевий Кесарийский в своей книге «Церковная история». Не Евсевий, не Иероним, ни слова не пишут о мученической смерти Дионисия. Первые сведения о мученичестве Дионисия появляются только с XI века у греческих авторов Георгия Кедрина и Михаила Глики. В западных мартирологах о мученической смерти Дионисия сведений нет.
Первое упоминание о мощах Дионисия Коринфского — начало XIII века. Петр Капуанский после Четвёртого крестового похода привёз мощи в Рим. После смерти Петра в 1209 году мощи оказались в распоряжении папы Иннокентия III.
Во время Четвёртого Латеранского собора Иннокентий III передал мощи Дионисия приору аббатства Сен-Дени Эмериху, прибывшему в Рим на Собор.
24 марта 1216 года мощи были торжественно внесены в главную церковь аббатства и помещены в апсиде перед алтарём, где были положены как мощи Дионисия Ареопагита.
Сохранилось сказание о перенесении мощей, написанное вскоре после события. К сказанию была приложена булла Иннокентия III, в котором папа отождествляет мощи Дионисия Ареопагита с мощами Дионисия Коринфского. Это ошибка была следствием предыдущего заблуждения Беды Достопочтенного. Беда Достопочтенный пользовался большим авторитетом и считал Дионисия Ареопагита и Дионисия Коринфского одним и тем же лицом. Пьер Абеляр, умерший в 1142 году, опровергнул это заблуждение Беды Достопочтенного, но Иннокентий принял заблуждение Беды Достопочтенного.
Характер епископа вырисовывается достаточно ярко: он настаивал на том, что следует “дружески принимать, если они покаялись, павших”, он убеждал епископа Крита “не накладывать насильно на братьев тяжкого бремени целомудрия и считаться с тем, что многие слабы”. Впрочем, собрата он не убедил, да и Евсевий, видимо, в данном случае сочувствовал более строгой позиции.
Сам Дионисий к своему творчеству относился с добродушным смирением, но переживал за его судьбу и жаловался на то, что его сочинения искажают при переписке, вставляя не принадлежащие ему мысли: “Не удивительно, что постарались подделать и Писание Господне, раз занялись и не такими важными текстами”. Acta Sanctorum, апрель, т. 1.