Святитель Иларион, митрополит Суздальский
Декабрь 26th 2010 -
Память: 14/27 декабря
Иларион Суздальский-епископ Русской православной церкви, митрополит Суздальский и Юрьевский, один из основателей и первый строитель Свято-Успенского монастыря «Флорищева пустынь».
Иларион Суздальский был младшим сыном свящ. Анании и его супруги Мелании, в крещении получил имя в честь свт. Иоанна Златоуста.
Его отец служил при нижегородском Зачатьевском жен. монастыре. По-видимому, в Н. Новгород семья переехала из с. Лыскова (ныне город в Нижегородской обл., расположен на берегу волги напротив Макариева Желтоводского во имя Св. Троицы монастыря), где свящ. Анания сблизился с будущими членами ревнителей благочестия кружка. В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» сообщается, что в Лысково к «учительному» свящ. анании в 1-й пол. 20-х гг. XVII в. приходил для духовных бесед Никита Минин (впосл. патриарх Никон), живший тогда послушником в возобновленном в 1620 г. Желтоводском монастыре. По мнению Н. Ф. Каптерева, благодаря свящ. Анании Никон завязал знакомство с И. Нероновым, Аввакумом Петровым и Коломенским еп. Павлом.
Из Н. Новгорода отец Иоанна вскоре после рождения младшего сына переехал с семьей в с. Кириково (ныне поселок в Лысковском р-не Нижегородской обл.), расположенное также неподалеку от Макариева Желтоводского монастыря.
С ранних лет он показал себя смышлёным ребёнком. Отец, видя не по летам быстрое развитие сына, решил научить его грамоте и, к великому удивлению всех, Иоанн уже к четырём годам прочитал все книги, которые давались в те времена детям при обучении: букварь, часослов и псалтырь.
В 1636 году, когда Иоанну было пять лет, умерла его мать. Спустя три года Анания, по благословению Патриарха Иоасафа, ушёл в козьмодемьянский Спасский монастырь на реке Юнге, за 50 вёрст вниз по Волге, взяв с собой сына. Там он принял монашеский постриг с именем Антоний. В этом незнатном монастыре и прошли детство и юность Иоанна.
По свидетельству Жития Иоанна, отец и сын посещали окрестные обители ради встреч с ревностными иноками, у которых они научались подвижнической жизни. В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» сообщается, что после кончины 15 апреля 1652 г. патриарха Московского и всея Руси Иосифа иеромонах Антоний был одним из кандидатов на Патриарший престол, но по смирению отказался от этой чести, уступив место Никону. Из Москвы иеромонах Антоний отправился в свой монастырь, но, остановившись в Кирикове у родных, умер.
К началу XX в. в ограде Успенской ц. в Кирикове, построенной на средства Илариона в 1692 г., стояла часовня над могилой иеромонаха Антония.
Когда Иоанну было 16 лет, он, взяв у отца благословение, пошёл навестить своих родных в село Кириково. Родные, «положиша намерение» женить Иоанна. Иоанн долго не соглашался, желая для себя монашеского пути, но в итоге уступил и сочетался браком с дочерью священника из села из Лыскова, по имени Ксения, сестре Коломенского еп. Павла, по взаимному согласию супруги жили воздерживаясь от плотских отношений.
Через полтора года Ксения, заболев, скончалась. Горько плакал молодой вдовец: «О, люте моего несчастия и злополучения! О, люте моего вдовства младолетного! Не хотех было браком сочетатися, днесь же не могу претерпети разлучения. Премилостивый Владыко … вем, яко неисповедимы суть щедроты человеколюбия Твоего, но не могу престати от сего жалосте скорбного нашествия». Родные советовали жениться повторно, но теперь Иоанн был непреклонен.
Через 1,5 года Ксения умерла, и Иван переехал в Москву к старшему брату свящ. Петру, который незадолго до того был переведен в Казанский собор на Красной пл.
Иван находился в нерешительности относительно своей судьбы, когда у него началась болезнь глаз. Юноша понял, что это было наказание за отступление от обещанного им Богу подвига девства.
Вместе с попутчиком Иван добрался до Троице-Сергиева монастыря, где перед ракой прп. Сергия молился о возвращении ему зрения, о возможности принять иноческий постриг и поселиться во Флорищевой пустыне, где ему доводилось бывать прежде. Чудесным образом юноша исцелился и был удостоен видения прп. Сергия, обещавшего ему помощь в иноческих трудах во Флорищевой пустыне.
Из Москвы Иван переехал в Коломну, где еп. Павел 11 дек. 1652 г. постриг его в монашество с именем Иларион.
12 марта следующего года епископ рукоположил Илариона во диакона и назначил ризничим архиерейского дома.
В сентябре 1653 г., получив благословение еп. Павла, иерод. Иларион переселился в расположенную в глухих лесах, вдалеке от селений Флорищеву пустынь. Там жили основавший ее монах Мефодий и 4 инока. Слава об их подвижнической жизни дошла до Москвы, одним из вкладчиков пустыни был духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. Усилиями Мефодия в пустыни в 1651 г. была построена деревянная Успенская церковь с приделом во имя прп. Ефрема Сирина. Заботу об украшении храма Мефодий поручил Илариону. Благочестие новоприбывшего инока и его усердие о храме радовали насельников пустыни, решивших просить патриарха Никона о рукоположении Илариона во иерея (среди насельников пустыни не было священника).
22 мая 1654 г. в Москве патриарх совершил иерейскую хиротониюИлариона в сан иеромонаха, признав его «зело искусным в Священном Писании».
В том же году эпидемия чумы унесла жизни почти всех насельников Флорищевой пустыни, включая Мефодия. Иларион и 3 инока остались в живых, благодаря тому что они переселились в келью у с. Афанасьева, в 15 верстах от монастыря.
Вернувшись на следующий год во Флорищеву пустыеь, Иларион занялся ее восстановлением. Насельники собирались в обители, привлекаемые святостью жизни Илариона, ставшего строителем монастыря. Святой ввел в пустыни строгое общежительство. Однажды он сжег обнаруженное у нескольких монахов тайно хранимое личное имущество. Один из насельников, уличенный Иларионом в присвоении братских денег, пытался зарубить святого топором, но при ударе задел дверной косяк, что спасло Илариону жизнь. Иларион составил для монастыря устав в котором определил порядок совершения молитвенного правила и послушаний, запретил приобретение для монастыря сел, поскольку иноки должны кормиться своими трудами («возделовая землю и различная устрояя монашескому житию приличная художества»), запретил в монастыре «пьянственное питие», заповедал снабжать едой и одеждой странников и бездомных. Несмотря на скудость жизни в пустыни, Иларион радушно принимал странников, во время неурожаев кормил окрестных жителей. В тяжелые дни Бог посылал помощь терпевшим нужду инокам.Иларион был образцом для братии в молитве и аскетических подвигах. Святой стремился ежедневно служить литургию, его молитвенное правило включало 1 тыс. Иисусовых молитв с земными поклонами. Через день или через два, а иногда и всю седмицу Иларион пребывал без пищи. Подавая пример смирения, настоятель трудился на самых тяжелых монастырских послушаниях («воду нося, и дрова секий, и на рамо свое возлагая в поварню и в пекарню ношаше»). Для облегчения богомольцам доступа в пустынь Иларион вместе с братией прочищал через лес дороги к селению, на реках и в топких местах делал мосты. За смирение и твердое противостояние нападениям бесов святой сподобился дара побеждать нечистых духов молитвой и дара слез.
Иларион считал важным наставление монахов: он учил их избегать празднословия не только в храме, но и в кельях, налагал епитимии на нарушителей благочиния. После того как Иларион оставил пустынь, братия начала пренебрегать его заветами, у насельников появилось личное имущество, распространилось пьянство. Илариону пришлось направить во Флорищеву пустынь наказную грамоту, в которой он повторил запрет держать в монастыре спиртное и не разрешил посылать на службы вне монастыря монахов, склонных к пьянству. Кроме того, братии было указано завести приходные и расходные книги . Эта грамота является единственным точно атрибутированным сочинением Илариона.
Pages: 1 2