Святитель Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский
Сентябрь 12th 2014 -
Православный женский монастырь, Святого Иоанна Крестителя, гора Меникио, г.Серре, Центральная Македония, Греция.
Память 31 августа/ 13 сентября
В миру Георгий Куртесий (греч. Κουρτέσης, Κουρτέσιος), родился в 1403 или 1405 г. в Константинополе. Родом из богатой семьи Куртесиев; прозвище Схоларий, возможно, говорит о его ученых занятиях, хотя не исключено, что это фамильное имя. Учителями Георгия были свт. Марк Ефесский, Иоанн Хортазмен, Иосиф Вриенний и Макарий Макрис; он изучал логику, физику и право, самостоятельно занимался философией (отдавая предпочтение трудам Аристотеля), латинским языком.
В нач. 30-х гг. XV в. Георгий Куртесий открыл в Константинополе собственную школу, написав неск. учебников, в т. ч. «Грамматику» в 2 ч. Среди его наиболее талантливых учеников были Феодор Софиан (его племянник) и Матфей Камариот.
Георгий Куртесий вступил на поприще гос деятеля, став членом синклита и одним из 4 «вселенских судей ромеев» (1437—1447). В 1443—1452 гг. он занимал пост «вселенского учителя», регулярно произнося торжественные проповеди по поводу церковных праздников. В качестве секретаря имп. Иоанна VIII Палеолога принял участие в подготовке церковной унии, предложив программу всестороннего обсуждения спорных богословских вопросов. В составе византийской делегации принял участие в Ферраро-Флорентийском Соборе (1438—1439), где в отличие от Марка Эфесского поддержал унию, произнеся в ее защиту неск. речей [3]; их подлинность ставилась под сомнение, однако веских аргументов против их подлинности нет [4]. Как советник императора, он не скрывал политической подоплеки своей позиции на Соборе: объединение необходимо для того, чтобы спасти Константинополь; богословским основанием для этого должна служить истина веры. Уния виделась ему как догматическое объединение, а не «икономическое» примирение (δοϒματικὴ ἕνωσις ... οὐκ εἰρήνη οἰκονομική). Впоследствии Геннадий Схоларий так объяснял логику, которой он руководствовался в этот период:
«Я не отрицаю, что желал объединения с латинянами… Я не был настолько глуп, чтобы не желать этого, однако я искал единства, основанного на истине… Что же касается латинян, то я уже давно отверг их учение и вернулся к учению наших отцов, которого прочно придерживаюсь, готовый скорее лишиться всего, чем отказаться от него, поскольку убежден, что не существует ничего более согласного с истиной».
Не позднее 1442 г. под воздействием резкой критики свт. Марка и изменившихся политических обстоятельств Георгий выступил с серией полемических антилатинских трактатов. Его выступления и сочинения против унии навлекли на него гнев имп. Иоанна VIII, а сменивший его Константин XI Палеолог (1449—1453) вынудил удалиться в монастырь Харсианит в Константинополе, где он принял монашество с именем Геннадий (1450). В это время Геннадий Схоларий становится во главе «ортодоксальной» партии. В конце 1452 г. он выступил против попыток подписания нового соглашения об унии с прибывшим в Константинополь легатом папы кард. Исидором (бывш. митр. Киевским).
После захвата Константинополя турками (29 мая 1453) Геннадий Схоларий бежал из города, но был захвачен в плен и вместе с Феодором Софианом продан на невольничьем рынке в Адрианополе некоему магнату.
Однако через несколько месяцев султан Мехмед II вызвал Геннадия Схолария в Константинополь, окружил почестями и утвердил на Патриаршей кафедре (фактически вдовствовавшей с 1451, после бегства на Запад патриарха-униата Григория III Маммы), свт. Геннадий был поставлен на Патриарший престол 6 января 1454 года.
Поскольку собор Св. Софии был превращен в мечеть, под патриаршую резиденцию отвели сначала церковь св. Апостолов, а затем монастырь Богородицы Паммакаристы. По выражению историка Дуки, Геннадий Схоларий «предпочел турецкий тюрбан латинской тиаре». Султанский берат признавал Константинопольского патриарха главой православного миллета (миллет-баши), облеченного не только духовной, но также адм. и судебной властью (на христиан не распространялись правовые нормы ислама). За время непродолжительного патриаршества Геннадий Схоларий был вынужден заниматься проблемой организации церковной жизни в новой политической обстановке. Заботясь о сохранении традиций Православия в условиях владычества иноверцев и активной лат. пропаганды, он учредил патриаршую школу. Мехмед II благоволил патриарху и трижды приглашал его для бесед о вере.
Уже в августе 1454 г. Геннадий Схоларий, вероятно по болезни, решил отречься от кафедры, но был удержан султаном. Через 2 года, в мае 1456, он отрекся от престола и удалился сначала на Афон в Ватопедский монастырь, а затем в монастырь Продрома (св. Иоанна Предтечи) на горе Меникио близ Серр, где провел остаток дней и был похоронен (+ 1472 или 1473); дважды по приказу султана он на короткое время (в 1463, с августа 1464 по август 1465) возвращался на Патриарший престол.
Вскоре после кончины патриарха его имя было внесено в Синодик в неделю Православия Константинопольского Патриархата. В 1854 году по указанию патриарха Анфима VI мощи Геннадия Схолария были торжественно перенесены в новую гробницу в нартексе кафоликона монастыря Продрома.
Встречаются противоречивые сведения о почитании патриарха Геннадия II в лике святителей. Есть упоминания о его возможной канонизации на Соборе 1484 года. На Соборе 1691 года, хотя на Геннадия ссылались как на богословский авторитет, о его святости упомято не было. На мозаике XVIII века патриарх Геннадий изображен вместе с султаном Мехмедом II, причем оба без нимбов. К началу XXI века память патриарха Геннадия 25 или 31 августа иногда встречалась в православных синаксарях. Однако, обе эти даты — дни памяти Константинопольского святителя Геннадия I, что говорит о возможной путанице. При этом, ни современные Православная Энциклопедия Русской Церкви, ни официальный сайт Константинопольского Патриархата не упоминали о святости или канонизации Схолария, не смотря на то что приводят обширные биографические данные о нем.
Среди многочисленных сочинений, написанных Геннадием Схоларием, выделяется его полемика с «атеизмом», фатализмом и политеизмом Георгия Гемиста Плифона, к которому он некогда ездил в Морею изучать античную мудрость. В трактатах он не только защищал от нападок морейского поклонника Платона авторитет Аристотеля, но обвинял автора в отступлении от христианства. Геннадий Схоларий требовал сожжения главного труда Плифона — «О законах», что и удалось ему осуществить во 2-е Патриаршество; от трактата были сохранены только оглавление и отдельные главы. Свт. Геннадий проявил себя ревностным продолжателем дела свт. Григория Паламы и борцом с приверженцами Григория Акиндина (трактаты об используемых акиндинистами словах прп. Феодора Начертанного и о божественных энергиях).
Многие сочинения свт. Геннадия посвящены различным догматическим вопросам, в т. ч. триадологии и христологии , Божественному промыслу и предопределению (5 трактатов), загробному существованию разумной души (4 трактата) и др. Во время пребывания в монастыре Продрома (с 1457) он написал неск. толкований на трудные места Свящ. Писания (о словах Христа: «Отец, зачем Ты оставил Меня?»; о том, почему прикасаться к телу Господа было запрещено Марии Магдалине, но позволено Фоме; об отречении Петра и крике петуха; о часе распятия; о Втором Пришествии; о райских деревьях).
Новые условия, в которых оказалась Константинопольская Церковь после падения Византии, сделали особенно актуальными догматико-апологетическую полемику с нехристианами — мусульманами и иудеями. После бесед с султаном Мехмедом возникло соч. «О единственном пути к человеческому спасению» (Περὶ τῆς μόνης ὁδοῦ πρὸς τὴν σωτηρίαν τῶν ἀνθρώπων), призванное ознакомить мусульман с догматами и нравственными принципами Православия. Это сочинение было сразу же переведено на турецкий (староосманский) язык и преподнесено султану (ок. 1455). Вскоре по просьбе турок оно было переработано в еще более краткое изложение. В 1470 г. Свт. Геннадий написал сочинение, доказывающее Божественность Иисуса Христа. Полемике с иудеями посвящено 2 сочинения (1464): диалог «Опровержение нынешнего иудейского заблуждения» и трактат о пророчествах об Иисусе Христе.
Перу Геннадия Схолария принадлежат также небольшие аскетические и экзегетические сочинения, гомилии и литургические стихи, надгробные речи (среди них — и в честь Марка Евгеника), пастырские сочинения (в т. ч. ответы на вопросы, заданные патриарху серб. деспотом Георгием Бранковичем; послание к Максиму Софиану, молитвы и письма, а также послание игумену и братии Синайской горы 1454—1456 гг., содержащее важную информацию о религиозной ситуации в Боснии [12]. Среди философских сочинений Геннадия Схолария помимо трактата «Против апорий Плифона на Аристотеля» следует назвать комментарий к «Физике» Аристотеля и примечания к др. его трактатам, сопоставление мнений Аристотеля и Плотина о человеческом счастье.
Прекрасно владея лат. языком, Геннадия Схолария был хорошо знаком с зап. теологическими сочинениями, многие он в разные годы перевел на греч.: «De ente et essentia» Фомы Аквинского (Τοῦ Θωμᾶ, περὶ διαφορὰς οὐσίας καὶ τοῦ εἶναι), части «Summulae logicales» Петра Испанского (папы Иоанна XXI), учебник по логике «Liber de sex principiis», приписываемый Гильберту Порретанскому, комментарий в 3 ч. к логическим трактатам Порфирия и Аристотеля, составленный в основном по «Ars Vetus» Радульфа Бритона и трудам Иоанна Дунса Скота, и др. Геннадия Схолария отдавал должное лат. богословам за их глубокие научные познания (особое предпочтение он оказывал Фоме Аквинскому) и активно использовал схоластические методы аргументации и томистскую трактовку Аристотеля, оставаясь при этом стойким защитником догматической системы Православия.
Геннадий Схоларий является крупнейшим византийским богословом своего времени, отзывавшимся на все актуальные вопросы эпохи. С падением Константинополя связаны его размышления о конечных судьбах мира, Божественном участии в течении истории, об истине правосл. веры. Наиболее существенная часть наследия Геннадия Схолария посвящена догматическим вопросам антилат. полемики, апологетике христ. веры перед мусульманами, полемике с иудеями, вопросам о происхождении души, соотношении божественного предопределения и человеческой свободы, судьбе человека после смерти и проч. Существенной стороной богословия свт. Геннадия является его твердая приверженность правосл. Преданию, выраженному учениями св. отцов древности, и Свящ. Писанию, а также свободное владение философской традицией античности, в особенности философией Аристотеля. Просматривается также определенная зависимость богословия Геннадия Схолария от совр. ему католич. традиции, в частности от Фомы Аквинского.
Pages: 1 2