Святитель Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский
Сентябрь 12th 2014 -
Таинство Боговоплощения, писал Геннадий Схоларий, предполагает таинство Св. Троицы. Троический догмат не нарушает ни единства, ни простоты божественной природы. Следуя блж. Августину, Геннадий Схоларий обращается к аналогии с устройством человеческой души, говоря, что Бог есть Дух познающий и любящий; предел Его познания — Сын, предел любви — Св. Дух.
Взгляды Геннадия Схолария на исхождение Св. Духа претерпели существенные изменения: первоначально он выступил сторонником унии с латинянами, приложив на Флорентийском Соборе значительные усилия к поиску единомыслия в наиболее острых вопросах и, в частности, в вопросе об исхождении Св. Духа. Даже если латиняне не потребуют от греков принятия формулы Filioque, предлагал Геннадий Схоларий в тот период, это дополнение должно быть внесено в Символ веры, поскольку веру свою следует исповедовать открыто; он был убежден, что греч. и лат. отцы проповедовали одно и то же учение об исхождении, используя при этом различные формулы. После 1442 г. свт. Геннадий стал во главе противников унии и написал более 20 трактатов и писем антилат. содержания, из которых по крайней мере 14 посвящены критике лат. интерполяции Filioque в Символ веры. Настаивать на том, что Св. Дух исходит от Отца и Сына, писал он, значит неизбежно вводить в учение о Св. Троице принцип двуначалия. Св. Дух исходит от одного Отца, поскольку именно Он есть единственный источник всех божественных исхождений, родитель Сына и изводитель (προβολεύς) Св. Духа. Свойства отцовства и произведения (πατρότης καὶ προβολή) суть собственные признаки Первой Ипостаси. Сын и Дух уподобляются двум потокам, проистекающим из одного источника, двум ветвям, произрастающим из одного корня, двум братьям, рожденным одним отцом.
В своем отношении к латинянам Геннадий Схоларий был достаточно умерен. Он избегал называть их еретиками и раскольниками, ограничиваясь определениями «отколовшиеся», «отложившиеся», «инаковерующие» (ἐσχισμένοι, κεχωρισμένοι, τεροδόξοι); их не следует принимать в евхаристическое общение, но можно ограничиться раздаянием антидора или благословенного хлеба; правосл. священники могут их благословлять. В течение всей жизни Геннадий Схоларий пронес восторженное почитание Фомы Аквинского, сожалея лишь о том, что тот не родился на Востоке и потому не остался свободным от заблуждений в учении об исхождении Св. Духа.
Объясняя христ. веру мусульманам, Геннадий Схоларий особенно отчетливо выделял ключевые моменты своего богословия. Всякая вещь имеет определенную цель. Цель человеческого существования заключается в достижении Бога и наслаждении Им, что осуществляется благодаря высшим способностям человека — разуму и воле. Последняя способность имеет особенно важное значение в делах веры. А поскольку движущей силой является свободная воля, необходимо, чтобы Бог дал человеку некий закон, к-рым бы он руководствовался в выборе. Таких законов было дано 3: закон естественный, письменный (библейский) и евангельский. Первый закон был нарушен грехопадением: человек впал в идолослужение и стал поклоняться твари вместо Творца. Поэтому избранному малому народу был дан новый закон — письменный, для того чтобы подготовить людей к принятию более полного закона. В определенное время Бог Сам пожелал восстановить человека и даровать ему совершенный закон — закон благодати, после которого нет нужды ожидать иного, более совершенного. Закон, данный Господом на этот раз, нисколько не противоречит закону Моисея, но исполняет и совершенствует его. О нем уже благовествовали ветхозаветные пророки, языческие оракулы, его предвидели мудрейшие люди среди греков и египтян. После первоначального отпадения от Бога человек приблизился к Нему ближе, чем это было прежде.
Как в ранний период своей жизни, так и в поздний свт. Геннадий полагал, что Пресв. Богородица обладала изначальной святостью с момента зачатия прав. Анной, а успение Ее считал преславным переселением (μετάστασις) с душой и телом. При этом он учитывал различие между офиц. церковным учением (κήρυϒμα) и совокупностью церковных преданий (δόϒμα): первое обязательно для всех, второе имеет право на существование, но не является вероучительной нормой.
Среди ересей и еретиков прошлого Геннадий Схоларий называл Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина, главных противников учения свт. Григория Паламы, которых часто воспринимали как латинофилов. Суть паламитских споров свт. Геннадий видит в том, что антипаламиты отождествляли божественные сущность и энергии; по их мнению, если допустить, что божественные энергии являются познаваемыми, на чем настаивают паламиты, то и сущность становится доступной постижению, что невозможно. Сам же Геннадий Схоларий считает энергии производными от божественной сущности и настаивает на реальности фаворского света.
Вопрос о божественном предведении и предопределении Геннадий Схоларий называл настоящей школой как для философов, так и для богословов. Ничто в мире не оставлено на волю случая, но Бог знает все: прошлое, настоящее, будущее. Божественное предопределение распространяется только на праведников, на тех, кто осуществили замысел Создателя; в отношении же грешников предопределение оборачивается осуждением. Между божественным предведением и предопределением действует свободная человеческая воля, которая нисколько не ущемлена в своем выборе. При расположении к добру она получает благодатное содействие (συνερϒία). На вопрос о времени смерти человека свт. Геннадий отвечает, что не только смерть праведника определена Богом, но и смерть грешника не оставлена без Его вмешательства.
Геннадий Схоларий уделил особенно пристальное внимание природе и происхождению человеческой души, отвечая на просьбы друзей и учеников. В трактатах, посвященных этим темам, последовательно обосновывается учение креационизма, непосредственного творения человеческой души Богом в определенный момент развития эмбриона. Свт. Геннадий дает примечательное уточнение, касающееся сроков водворения души в уже достаточно сформировавшийся плод, что в соответствии с представлениями античной медицины происходит примерно через 40 дней после зачатия. Душа проходит через определенные стадии: растительная душа уступает место сначала душе животной, а затем разумной, которая и завершает образование тела. Одним из существенных богословских доводов в пользу креационизма служит таинство Боговоплощения.
Геннадий Схоларий упоминает 7 церковных таинств: Крещение, Евхаристию, Покаяние, Брак, Священство, Соборование, Миропомазание. Каждое совершается в определенном порядке, и в каждом используются соответствующие вещества. Все таинства установлены Спасителем; об их установлении ясно сообщается в Писании, за исключением Миропомазания, для которого свт. Геннадий считает достаточным свидетельство «Ареопагитик» (Areop. EH. IV). В учении о таинстве Евхаристии Г. С. первым из греч. авторов стал широко употреблять термин «пресуществление» (μετουσίωσις). В этом он, вероятно, следовал за «Исповеданием» имп. Михаила VIII Палеолога, изложенным при заключении Лионской унии 1274 г.
Геннадий Схоларий подробно останавливается на вопросах о конечных судьбах мира и человека. Он говорит о 3 категориях человеческих душ: блаженные, падшие и грешные, имеющие надежду на спасение. Первые вскоре после смерти входят в общение со Христом, наслаждаясь естественным блаженством, ожидая после воскресения обрести вышнее блаженство, преображение плоти и созерцание Божества лицом к лицу. Души закоренелых грешников после смерти увлекаются бесами в преисподнюю, однако мучения для них в полной мере наступят только после всеобщего воскресения. Души тех, кто вел умеренную жизнь, совершив при этом незначительные грехи и не принеся за них должного покаяния, ожидают принятия в рай неопределенное время. Молитва Церкви помогает сократить время их испытания. Вопрос о месте, в котором они пребывают в течение этого времени, представляется свт. Геннадию не заслуживающим особого внимания. Они находятся в распоряжении демонов, называемых τελώνιοι (букв. — откупщики налогов), и претерпевают страдания морального характера.
Геннадий Схоларий с определенностью указывает на последний год существования мира, который, по мнению многих его современников, совпадает с окончанием 7-го тысячелетия от сотворения мира и должен был наступить в 1492/1493 г. Одним из грозных предзнаменований грядущего конца послужило падение Константинополя в 1453 г.
Pages: 1 2