Священномученик Феодор Недосекин
Апрель 29th 2013 -
Память 17/30 апеля
Фёдор Георгиевич Недосекин родился 10 ноября 1889 года в селе Новосёлки Рославльского уезда Смоленской губернии (ныне Рославльского района Смоленской области) в семье диакона Георгия Петровича Недосекина и его супруги Феодосии Петровны. Окончив учительскую семинарию, он в течение многих лет работал учителем, а затем окружным инспектором школ.
В 1913 году Фёдор Георгиевич женился на девице Зинаиде, дочери протодиакона Иоанна Мухина, служившего в селе Спасском. Зинаида Ивановна в 1905 году окончила епархиальное училище и работала учительницей в селе Новосёлки. В школе, кроме других предметов, она преподавала пение, и её школьный хор постоянно участвовал в церковных богослужениях. У супругов родилось восемь детей – пять мальчиков и три девочки.
После революции 1917 года Фёдор Георгиевич в течение нескольких лет оставался учителем Новосёлковской школы. В 1919 году председатель сельсовета дал ему такую характеристику: «Новосёлковское Сельское Общество удостоверяет, что учитель Новосёлковской школы Фёдор Георгиевич Недосекин, будучи одновременно председателем Новосёлковского культурно-просветительного кружка и председателем школьного совета, проявил себя полезным и энергичным работником по народному образованию: поступив в нашу школу учителем, он немедленно организовал культурно-просветительный кружок, в котором работал не покладая рук до сего времени в качестве председателя кружка, за что неоднократно получал искреннюю благодарность от населения... Организовав кружок, он всеми способами старался поднять культурный уровень местных граждан: читал лекции... вел беседы по сельскому хозяйству... организовал при школе читальню, приобрел... разные книги и составил библиотеку, организовал школу для взрослых и сам учил их грамоте и, наконец, организовал в нашей деревне хор... Стараясь как можно больше дать развития нашим детям, он устраивал с детьми экскурсии, литературно-вокальные вечера... и организовал при школе выставку ученических работ и картин. Чтобы больше развить детей и принести им пользы, он вел занятия с учениками не только днем, но и вечером» (из рукописи Ф.Ф. Недосекина «Для семьи моей (немного родословной)»).
В 1921 году Фёдор Георгиевич был рукоположен в сан диакона, а 1 января 1922 года епископ Гжатский Феофан (Берёзкин), викарий Смоленской епархии, рукоположил его во иерея к Введенскому храму села Семёновское Уваровской волости Гжатского уезда Смоленской губернии (ныне Можайский район Московской области). Матушка, Зинаида Ивановна, – как и сам отец Феодор, хорошо разбиравшаяся в музыке, – организовала церковный хор, которым сама руководила. Большая семья отца Феодора понемногу обживалась на новом месте. Завели хозяйство, трудились, возделывали небольшой участок земли, от которого питалась вся семья.
В конце двадцатых годов, когда усилились гонения на Русскую Православную Церковь, власти обложили батюшку большим налогом. Священник получил так называемое «твердое задание» – заготовить 50 кубометров дров и сдать несколько десятков пудов зерна. Дрова отец Феодор с помощью старших детей все же заготовил, а вот нужное количество зерна собрать не смог, хотя прихожане и помогали ему, жертвуя свое собственное зерно. За это священник в 1930 году был арестован и осужден на 1 год лишения свободы и отправлен на каторжные работы в Камскую исправительно-трудовую колонию № 2 (Пермский край). После ареста отца Феодора всё его имущество, включая дом и землю, было отобрано, хозяйство разорено. Семья священника осталась без крова и поехала вслед за ним, чтобы поселиться близ лагеря. Местная администрация сжалилась над многочисленной семьёй священника, и их поселили в «красном уголке». Впоследствии каторжные работы были заменены на 1 год исправительных работ в городе Усолье на Северном Урале. В исправительно-трудовой колонии отцу Феодору пришлось заниматься тяжёлым трудом. Администрация колонии писала о священнике, что, «находясь на участках Березники и Чуртан, он относился к работе на производстве вполне сознательно… выполняя тяжелые физические работы, чем служил примером для других заключенных» (из рукописи Ф.Ф. Недосекина «Для семьи моей (немного родословной)»).
По жалобе матушки Зинаиды дело было пересмотрено, отец Феодор был оправдан судом и освобождён на несколько месяцев раньше. Вскоре, вся семья вернулась в Семёновское, но дом их был занят, а храм закрыт, и они были вынуждены переехать в Донбасс, где, чтобы прокормиться, вместе со старшим сыном работал шахтёром в угольной шахте, несмотря на свое слабое здоровье. Впоследствии ему помогли устроиться учителем в посёлке возле города Сталино (Донецк).
Во время командировки в 1932 году в Москву отец Феодор отправился в Патриархию, чтобы испросить место священника в одном из храмов Московской епархии, и получил назначение в храм в честь Казанской иконы Божией Матери села Иванисова Ногинского района, в то время пустовавший, так как два священника из этого храма были незадолго до этого арестованы (отец Пётр Зернов и отец Николай Постников; впоследствие вернувшиеся из ссылки, но в 1937 году снова были арестованы и по приговору Тройки расстреляны). Вслед за батюшкой переехала и его супруга с детьми. Прихожане отремонтировали принадлежавшую церкви, бывшую ранее нежилой, церковную сторожку, в ней и поселилась семья священника.
Прихожане сразу полюбили отца Федора за ревностное совершение богослужений, за проповеди и нестяжательность. У него не было никакой установленной платы за требы: кто мог, давал, сколько хотел, а для бедных отец Феодор совершал требы бесплатно. Куда бы и в какое время дня или ночи его ни позвали причастить больного, он никогда не отказывался, а сразу собирался и ехал, а чаще всего шёл пешком. Его прихожанами были жители сёл Иванисово, Афанасово, Бабеево, Стёпаново, Есино, и только начинающегося строиться, города Электросталь, который возводился в основном силами заключенных.
В 1932 году в концлагере, который занимался строительством города, скончался священник – Георгий Николаевич Левицкий. Благочестивые прихожане Казанского храма выхлопотали у лагерного начальства разрешение отпеть священника и похоронить его по-православному. Верующие привезли тело отца Георгия в село Иванисово, отец Феодор сам облачил священника и совершил его отпевание. Могилу для почившего копали отец Феодор и певчие. Когда страдалец был погребен, отец Феодор сказал: «Вот счастливый пастырь, удостоился погребения такого, какое положено: похоронен по-человечески. А других бросят в яму, как попало, кверху ногами, и могилу сровняют с землей».
В 1937 году гонения на Русскую Православную Церковь усилились. Некоторые прихожане стали говорить отцу Феодору: «Батюшка, смотрите, всех священников забирают вокруг, может быть вам оставить служение?» Но он, на подобного рода предупреждения и уговоры, всегда отвечал одинаково: «Хоть день, да мой – и пред престолом Божиим!»
26 октября 1937 года ночью кто-то постучал в дверь сторожки, где жил священник с семьёй, и из-за двери раздался голос председателя колхоза: «Это я — Василий Васильевич!» Зинаида Ивановна открыла дверь, и все увидели, что за спиной председателя стоят военные в форме. Отец Феодор всё понял и сказал: «Вы, очевидно, за мной. Прошу детей не будить».
На столе лежали школьные тетрадки и учебники. Сотрудники НКВД полистали их, затем предъявили ордер на обыск. Взяли серебряный наперсный крест отца Феодора; увидев на божнице еще два наперсных креста, которые принадлежали его отцу, протоиерею Георгию, взяли и их. Удовлетворившись этим, они сказали священнику: «Собирайтесь, одевайтесь, пойдем».
Отец Феодор подошел к детям, всех благословил, а кто из маленьких спал, тех благословил спящих. Затем надел теплую рясу и под конвоем вышел из дома.
После ареста священника власти приказали сбросить колокола. Прислали рабочих. Вокруг храма собрались прихожане, многие плакали, видя, как сбрасывают и разбивают колокола, столько лет призывавшие на молитву не только их, но и их отцов и дедов.
Pages: 1 2