Священномученик Арсений Ростовский
Март 11th 2014 -
Арсений Мацеевич (в миру Александр), последний противник церковной реформы Петра I .
Сын православного священника, ведущего свой род из польской шляхты; родился в 1697 году во Владимире-Волынском, учился в киевской академии. В 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками; по поводу этой полемики написал «Увещание к раскольнику» (напечатано в «Православном Собеседнике», 1861 год, т. III).
В 1734 — 37 годах Арсений участвовал в Камчатской экспедиции. В 1737 году был прикомандирован к синодальному члену Амвросию Юшкевичу , занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу Арсения.
Посвященный в марте 1741 года в сан митрополита сибирского, Арсений во время пребывания своего в Тобольске преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство — от вмешательства светского суда.
Суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елизаветы Петровны, был переведен в Ростов, причем получил звание члена Синода.
Его управление ростовской епархией (1742 — 63) было наиболее блестящим периодом его деятельности. Строгий к подчиненным, Арсений становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления духовного регламента, отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием Юшкевичем настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает о восстановлении патриаршего престола.
Исполняя поручение Святейшего Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского , «Обличение неправды раскольничьей», он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого ; в своих «Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры» (в извлечении напечатано у Чистовича , «Феофан Прокопович», стр. 386 — 407), он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества.
Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елизаветы Петровны и затем при Петре III и Екатерине II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве.
В Арсении оно видело единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. 9 февраля 1763 года Арсений совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против «насильствующих и обидящих святые Божии церкви и монастыри», «принимающих данные тем от древних боголюбцев имения».
В марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе (напечатаны в «Чтениях московского общества истории», 1862 год, т. II и III). Синод доложил императрице об Арсении как «оскорбителе ее величества», и Екатерина предала его суду Синода «за превратные и возмутительные толкования св. Писания и посягательство на спокойствие подданных». Семь дней длился суд над Арсением: он был осужден, низведен в звание простого монаха и заточен в корельский-николаевский монастырь. Но и в ссылке Арсений не унимался. Он продолжал неодобрительно отзываться об отобрании монастырских имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т. п. Все это послужило материалом для вторичного суда над Арсением, и делу дан был уже характер политический.
В конце 1767 года Арсений был лишен монашества и приговорен к вечному заключению; под именем Андрея Враля он содержался в ревельском каземате, где и умер 28 февраля 1772 года. Из многочисленных проповедейАрсения напечатаны «Семь поучений» (Москва, 1742 — 43); остальные, числом 217, хранятся в рукописях в ярославской духовной семинарии. — Ср. В. Иконников , «А. Мацеевич», «Русская Старина» 1879 год, т. XXIV — XXVI); свящ. М. Попов, «А. Мацеевич, митрополит ростовский и ярославский» (СПб., 1905). «Обзор литературы об А.» сделан И. Морошкиным (в «Библиографе», 1886 год, № 2 — 4).