Старец Зосима (Сокур) (1944—2002 гг.)
Февраль 22nd 2011 -
«Все, кто имел радость общаться с этим дивным подвижником, отмечают, что он как бы излучал некий Свет, Свет доброты, мира душевного и радости о Господе. Сей Свет витает и ныне над его обителью, а особенно — у его могилки».В. Карагодин
Схиархимандрит Зосима, в миру Иван Алексеевич Сокур, родился 3 сентября 1944 года.
По благословению схиигумена Кукши, младенца нарекли Иоанном — в честь Иоанна Крестителя. Отец Ивана, Алексий, был родом из донских казаков. Мария, мать будущего подвижника, была женщиной глубоко верующей и благочестивой. Алексею не суждено было увидеть своего ребёнка, он погиб на фронте в год его рождения. Родила Мария своего сына в тюремной больнице — в далекой сибирской деревне Косолманка Верхотурского района Свердловской области, где отбывала срок за «религиозную пропаганду».
С детства Иван мечтал быть священником. Ещё едва выучившись говорить, он как-то из консервной банки и шнурков сделал подобие кадила и, размахивая им, словно батюшка в храме, лепетал: «Вот так я буду, вот так». В семь лет мальчик уже свободно читал на церковно-славянском языке.
Детские годы Ивана прошли в Авдеевке — небольшом городишке шахтёрского Донбасса. По неисповедимым судьбам Божиим именно Авдеевка в послевоенные годы стала благодатным оазисом среди духовной пустыни пролетарского края. Здесь после долгих скитаний, тюрем, ссылок и лагерей нашли пристанище сестры Иоанновского монастыря, а также многие чада великого Кронштадтского Пастыря: схимницы, монахини — великие молитвенницы и исповедницы. Среди них была и тетушка Ивана, сестра его матери — монахиня Антонина. Все они собирались для тайных ночных молений в доме благочестивых сестёр Сокур.
Видео о старце:
Старец схиархимандрит Зосима (Сокур)
Старец схиархимандрит Зосима (Сокур) ч.2
Любовь превыше всего. Фильм о схиархимандрите Зосиме
Из воспоминаний старца: «Позакрываем все окна, двери — подушками, одеялами, и поём вечерню, утреню, акафисты, правило — и так целую ночь... Особенно во дни памяти дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского — всегда собирались матушки молиться... Все чтили о. Иоанна как великого святого и жили верой, что неминуемо придёт время всемирного прославления Кронштадтского Пастыря. И мне, малому, матушки говорили: мы не доживём до этого светлого дня, а ты должен дожить и петь величание о. Иоанну...»
От духовных чад великого Чудотворца о. Зосиме достались в духовное наследство многие личные вещи святого.
Монахиня Антонина оказала большое влияние на духовное формирование мальчика. Она имела радость лично окормляться у Всероссийского Чудотворца: исповедоваться, причащаться из его рук, пользоваться его советами и наставлениями.
Старец вспоминал: «Копаем картошку, а тётя и маменька вслух молятся: «Господи Иисус Христе Сыне Божий помилуй нас» или поют псалмы...
У меня всю жизнь была одна партия — это Матерь Церковь, у меня был один партийный устав — это Евангелие и Закон Божий... Надо мной в школе очень издевались, за то, что я в Церковь ходил. Перевоспитывали учителя, привлекали школяров: вы там побейте этого попа, чтоб он в церковь не бегал!»
Ивана избивали, но в конце «этого воспитательного процесса» он кротко улыбался и говорил: «Ну ладно, хватит. Давайте я буду вас благословлять». Так с детства он научился побеждать всех своих врагов кротостью и любовью... Уже тогда Церковь Христова стала главным смыслом его жизни.
В каких грехах только не обвиняли верующего мальчика, но всегда его спасало одно обстоятельство — учился он на «отлично».
Во всех учебных дисциплинах он показывал глубокие познания... В семье внимательно следили за духовным образованием Ивана: он читал жития святых, а потом должен был тщательно пересказать прочитанное. Настольной книгой детства и юности о. Зосимы был духовный дневник св. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе».
Старец впоследствии многим советовал: «Не знаете, как поступать? Помолитесь — и откройте книгу «Моя жизнь во Христе», и о. Иоанн Кронштадтский вразумит вас, у него найдёте ответы на все ваши вопросы...»
Со школьных лет Господь сподобил будущего старца пользоваться и живым, личностным примером ревностного святого пастырского служения Богу и людям — в Авдеевский храм пришёл служить отец Димитрий (Песков). Он был известен как проповедник и молитвенник, обладавший даром благодатного рассуждения, которого и стали окормляться духовные чада Иоанна Кронштадтского.
Отец Димитрий сразу полюбил благочестивое семейства Сокур: сестёр он благословил печь просфоры, а Иван пономарил у него в алтаре — ему многоопытный пастырь уделял особое внимание, видя в нём восходящее светило церкви.
В 1961 году Ваня Сокур с золотой медалью окончил первую Авдеевскую школу. По благословению о. Димитрия Иван поступил в Донецкий сельскохозяйственный техникум — на ветеринара. Казалось, трудно было бы найти специальность, которая больше бы не соответствовала его душевным качествам. У него было сердобольное сердце, которое физической болью отзывалось на страдание каждого существа.
Всего год проработал молодой выпускник техникума по своей специальности — ветеринаром.
«А теперь пора и Богу послужить — иди в Лавру!» — благословил Ивана о. Дмитрий.
В Лавре Ивану посчастливилось стать духовным сыном схиигумена Валентина. Прозорливец предостерёг его от тех искушений и соблазнов, которые поджидали его на жизненном пути. В частности, юному послушнику было сказано следующее: «Тебе 13 раз будут предлагать епископство, а единожды — быть главой РПЦ в Японии. Отказывайся — это не твой путь. Твой путь — быть рядовым сельским батюшкой». Эти слова старца в точности исполнились в последний, 13-ый раз епископство о. Зосиме предлагали в 1997 году — и всегда, сам, будучи уже многоопытным наставником, батюшка являл пример послушания своему духовному отцу.
В Киево-Печерской Лавре юноша пробыл до её закрытия богобочерскими властями и стал свидетелем этих трагических событий:
«Как плакали старцы, схимники, когда Лавру закрывали. Закапывали свои святые иконы — спасали от поругания. Но все жили верой, что Лавра вновь откроется..., что Лавра возродится и будет вновь служить... Старцы, умирая, передавали все богатства Лавры, знали, что всё это ещё пригодится».
После закрытия Киево-Печерской Лавры юноша был принят послушником в Свято-Духовский скит Почаевской Лавры. После закрытия скита Иван пытался поступить в семинарию. Священника, который осмелился дать ему рекомендацию, убрали за штат.
Иван поехал поступать в Загорск. Не смотря на то, что все экзамены были сданы на «отлично», из КГБ пришло указание, чтобы документы вернули обратно...
В эту трудную минуту он повстречался с Владыкой Павлом, епископом Новосибирским, который проникся сочувствием к его мытарствам и предложил ему поехать в далекий Новосибирск, чтобы уже из «глухой таёжной» Сибири поступать в Ленинградскую Духовную Семинарию.
Через год, с Божьей помощью, сбылась заветная мечта Ивана — он поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию. Экзамены принимал сам владыка Никодим. Впоследствии Иван был некоторое время келейником митрополита Никодима и всегда благоговел перед памятью своего наставника: «Это был великий человек, великий авва святой жизни... Прогуливаясь по Невскому, он любил читать акафисты Спасителю, или Божьей Матери, или святителю Николаю, которые знал наизусть... Владыка в то страшное время гонений, когда закрывались храмы, монастыри, нес ответственное послушание: свидетельствовать миру о страданиях Русской Православной Церкви, и этим как-то ослабить волну репрессий. Я лично знаю, видел, как он тяготился, изнемогал под тяжестью этого креста, но нёс свой крест до конца...»
Любимым местом Ивана в семинарии и академии была библиотека. Даже лежа на смертном одре, старец поучал: «Не будьте бесчувственными, стремитесь к знаниям и будете всегда полезны и интересны. Всегда стремлюсь к познаниям, самообразование — это постоянная цель моей жизни. Когда ещё глаза хорошо видели, постоянно читал. Когда стал плохо видеть, скорбел, но Бог сотворил чудо, и я уже лучше вижу. Правило уже сам вычитываю: в 4 часа утра, когда этот безумный мир спит, как хорошо молиться...»
Обучаясь еще в академии, юноша начинает писать кандидатскую работу по кафедре истории русской церкви: «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение».
Pages: 1 2