Житіе преподобнаго Киріака Отшельника. Св. Кириллъ Скиѳопольскій
Октябрь 11th 2011 -
1. Часто я упоминалъ въ составленномъ мною сочиненіи о великомъ Евѳиміѣ1 про отшельника и лучшаго изъ всѣхъ отшельниковъ Киріака: посему я счелъ необходимымъ представить это болѣе извѣстнымъ, вкратцѣ разсказавъ читателямъ нѣкіе немногіе начатки его подвиговъ, ибо если начатокъ излагаемаго повѣствованія святъ, то ясно, что освятилась вмѣстѣ съ нимъ и закваска всей его жизни. И такъ, сей Киріакъ, имѣвшій просвѣщенную душу, родомъ былъ изъ Еллады, изъ города Коринѳа; родители его были — отецъ Іоаннъ, пресвитеръ святой Божіей каѳолической церкви въ Коринѳѣ, мать же Евдокія.
Проповедь: Пред. Киріакъ отшельникъ (О чтеніи житій святыхъ). Прот. Григорій Дьяченко
Отъ нихъ онъ родился въ концѣ царствованія Ѳеодосія младшаго, мѣсяца Января въ 9-й, втораго индиктіона2. Онъ приходился племянникомъ по матери Петру, епископу Коринѳскому3, который сдѣлалъ его еще въ отрочествѣ чтецомъ той же святой церкви. Сей авва Киріакъ, читая божественное Писаніе, какъ самъ мнѣ разсказывалъ, и еще юношей, проводя за нимъ день и ночь, удивлялся, какъ многообразно въ родъ и родъ Богъ прославлялъ тщавшихся благоугодить ему правымъ образомъ жизни, и явилъ ихъ свѣтильниками міру, и все съ самаго начала устроилъ на спасеніе рода человѣческаго.
2. Онъ прославилъ Авеля жертвою, Еноха почтилъ ради его угодности переселеніемъ, Ноя сохранилъ, подобно искрѣ человѣческаго рода, ради его праведности, Авраама явилъ отцомъ народовъ ради вѣры, пріялъ благочестивое жречество Мельхиседека, Іосифа и Іова возставилъ жизнію какъ образцы терпѣнія и цѣломудрія, Моисея поставилъ законодавцемъ, Іисусу Навину далъ повелѣвать надъ солнцемъ и луною, Давида явилъ пророкомъ и царемъ и прародителемъ страшнаго таинства, пламень Вавилонской пещи перемѣнилъ въ росу, Даніила научилъ принудить львовъ во рвѣ воздерживаться отъ пищи, морское чудовище превратилъ въ пророческій чертогъ. Къ этому, низумѣвалъ его умъ, размышлявшій о томъ, что выше сего — о таковомъ безсѣменномъ рожденіи, о Дѣвѣ и Матери, о томъ, какъ Богъ Слово, не измѣнившись, сдѣлалось человѣкомъ, честнымъ своимъ крестомъ и воскресеніемъ совлекло адовы доспѣхи и попрало, торжествуя, лукаваго змія, и ожививъ Адама, умерщвленнаго собственнымъ паденіемъ; паки возвело въ рай. Когда Киріакъ размышлялъ о семъ и сему подобномъ, умилилось сердце его страхомъ Божіимъ и онъ возжелалъ удалиться во святый градъ и отречься отъ дѣлъ житейскихъ.
3. Предаваясь такимъ размышленіямъ, онъ въ одинъ воскресный день услышалъ слова Евангелія: аще кто хощетъ no Мнѣ идти, да отвержется себѣ, и возметъ крестъ свой, и no Мнѣ грядетъ (Матѳ. 16, 24), и тотчасъ выйдя изъ церкви и никому не сказавъ ничего, пришелъ въ Кенхреи4 и взойдя на корабль, отправлявшійся въ Палестину, прибылъ въ Іерусалимъ, на восемнадцатомъ году возраста, на восьмомъ году святительства въ Іерусалимѣ Анастáсія5, на десятомъ царствованія великаго царя Льва, въ началѣ индиктіона6. И придя въ святый градъ, онъ былъ принятъ иже во святыхъ Евсторгіемъ, мужемъ святымъ и блиставшимъ дарами Всесвятаго Духа, уже устроившимъ монастырь близъ святаго града Сіона; рабъ Божій Киріакъ, проведя тамъ зиму, пожелалъ поселиться въ пустынѣ. И слыша почти ото всѣхъ разсказы о божественномъ Евѳиміѣ, просилъ великаго отца Евсторгія отпустить его съ молитвою.
4. И будучи отпущенъ, онъ пришелъ въ лавру великаго Евѳимія и прилѣпившись тамъ къ Анатолію пресвитеру и Солимпію монаху, братьямъ по плоти, родомъ изъ Коринѳа, знакомымъ ему съ долгаго времени, поклонился великому Евѳимію и былъ облеченъ въ образъ святыми его руками; оставаться же тамъ тотъ ему не дозволилъ, ради юнаго его возраста7 но отослалъ его на Іорданъ къ иже во святыхъ Герасиму, такъ какъ великій Ѳеоктистъ8 уже скончался: великій Евѳимій совершенно остерегался имѣть въ своей лаврѣ безбородыхъ. Иже во святыхъ Герасимъ, принявъ его, приказалъ ему жить въ общежитіи, гдѣ онъ рубилъ дрова, носилъ воду, служилъ въ поварнѣ, съ готовностію исполнялъ всякое послушаніе, дни проводилъ въ трудахъ и скорбяхъ, а ночи въ молитвахъ къ Богу, будучи весьма готовымъ на исполненіе правила псалмопѣнія и на работу.
5. Исполняя послушаніе въ общежитіи, онъ превосходилъ подвиги отшельниковъ двумя особенностями: употребленіемъ лишь хлѣба и воды; масла, вина и смѣси онъ не употреблялъ, такъ что великій Герасимъ, видя воздержаніе и подвиги юноши, удивлялся ему и любилъ его. Въ подтвержденіе сего онъ во время поста бралъ его въ великую пустыню Рувы9, и тамъ они безмолствовали до праздника Ваій, пріобщаясь по воскреснымъ днямъ изъ рукъ великаго Евѳимія. По прошествіи небольшаго промежутка времени, при кончинѣ во Христѣ великаго Евѳимія, иже во святыхъ Герасимъ видѣлъ, какъ его душу провожаютъ Ангелы и возносятъ на небо, и, взявъ авву Киріака, пришелъ въ его обитель и, похоронивъ тѣло, возвратился10. На девятый годъ пребыванія аввы Киріака въ Палестинѣ, великій отецъ нашъ Герасимъ скончался и былъ увѣнчанъ вѣнцомъ праведности, мѣсяца марта въ 5-й день, 13-го индиктіона, при чемъ игуменство пріяли его братья Василій и Стефанъ. Тогда авва Киріакъ удалился и пришелъ въ лавру великаго Евѳимія; будучи принятъ игуменомъ Иліею, онъ взялъ келлію и безмолвствовалъ на 27 году своего возраста, ничего не пріобрѣтая отъ вѣка сего.
6. Много онъ потрудился при постройкѣ общежитія, ибо тогда лавра преобразовывалась въ общежитіе11. Тамъ былъ въ то время нѣкто Ѳома 12 по имени, великій по жизни; авва Киріакъ, узнавъ объ его добродѣтеляхъ и преуспѣваніяхъ, прилѣпился къ нему, совершенствуясь и упражняясь въ духовной любви и слѣдуя его образу жизни. Сей Ѳома, будучи посланъ діакономъ Фидомъ13 въ Александрію, пріобрѣлъ у архіепископа покровы для жертвенника въ строющуюся киновію. Тогда монастыри отцовъ нашихъ Евѳимія и Ѳеоктиста были въ единомысліи, имѣя общую жизнь и единое управленіе, находясь подъ однимъ икономомъ, по заповѣди великаго Евѳимія. По истеченіи двѣнадцати лѣтъ послѣ его святаго успенія, когда скончался авва Лонгинъ14, игуменъ обители аввы Ѳеоктиста, и игуменство пріялъ Павелъ, Саракинъ Теревонъ15, нѣкогда крещенный и исцѣленный иже во святыхъ Евѳиміемъ, передъ смертью оставилъ обоимъ монастырямъ значительныя средства. Когда же Павелъ сталъ упорствовать и завладѣлъ остатками и средствами Теревона, произошла смута и раздѣленіе монастырей.
7. Когда мѣстности преподобнаго Евѳимія возлѣ монастыря раздѣлились, Павелъ построилъ пиргъ на раздѣленныхъ мѣстностяхъ и далъ двѣсти златицъ на покупку страннопріимницы для того, чтобы ему одному удерживать за собою общую страннопріимницу во святомъ градѣ. Тогда иноки обители великаго Евѳимія пріобрѣли также за двѣсти златицъ страннопріимницу у отцовъ лавры Сука, близъ столпа Давидова. Авва же Киріакъ, оскорбѣвъ въ умѣ по причинѣ происшедшаго раздѣленія монастырей, удалился въ лавру Сука подъ конецъ 8-го индиктіона16 и въ различные годы проходилъ четыре послушанія: пекаря, больничнаго, страннопріимника и иконома. Дослуживъ всѣмъ отцамъ и назидавъ ихъ, онъ былъ возведенъ на степень священства: онъ былъ рукоположенъ во діакона въ обитель великаго Евѳимія и четыре года спустя былъ сдѣланъ ризничимъ17 и уставщикомъ на сороковомъ году своего возраста. Исполнивъ это послушаніе 13 лѣть, онъ сдѣлался пресвитеромъ и пробылъ ризничимъ и уставщикомъ другія 18 лѣтъ.
8. Онъ увѣрялъ меня, говоря, что въ теченіе толикаго промежутка времени — тридцати лѣтъ, когда онъ былъ уставщикомъ и ризничимъ, солнце не видѣло его ни ядущимъ, ни гнѣвающимся. Говорилъ мнѣ и то, что онъ не переставалъ бить въ било въ лаврѣ къ ночному псалмопѣнію до тѣхъ поръ, пока не окончитъ стихогласовать непорочны18. На 55 году возраста онъ передалъ обязанности ризничаго въ третій индиктіонъ и удалился въ великую пустыню Натуфа19, имѣя съ собою нѣкоего ученика. И такъ какъ въ этихъ мѣстностяхъ не находилось мелагрій20 для нихъ, то онъ молилъ Бога ради нужды тѣлесной дать имъ возможность питаться отъ растущихъ тамъ скиллъ21. И увѣровавъ въ Создателя всѣхъ, могущаго превратить горькое въ сладкое, онъ сказалъ своему ученику: поди, чадо, собери скиллъ и свари; и благословенъ Господь, ибо мы будемъ обрадованы ими. И ученикъ собралъ и сварилъ, и подалъ съ солью, и тотчасъ скиллы сдѣлались сладкими, и они пребывали, питаясь ими, отъ того времени въ продолженіе четырехъ лѣтъ. По прошествіи четырехгодичнаго срока нѣкій мужъ изъ первыхъ въ селеніи Ѳекуѣ22, узнавъ объ нихъ отъ пасшихъ скотъ въ пустынѣ, пришелъ къ нему, имѣя осла, навьюченнаго теплыми хлѣбами, и, сложивъ поклажу, ушелъ; и они ѣли хлѣбъ.
9. И ученикъ, помимо согласія старца, сваривъ по обыкновенію скиллъ, вкусилъ ихъ и, не вынесши горечи, лежалъ безъ голоса. Старецъ же, узнавъ причину несчастія, помолился надъ нимъ и поднялъ его; затѣмъ, преподавъ ему Пречистыя Тайны и возставивъ здравымъ, увѣщевалъ его, говоря: чадо, Богъ творитъ чудеса всегда, но гораздо болѣе во время необходимости и обстоянія, и въ особенности когда это относится къ душевному спасенію. И посему не бойся. И когда хлѣбы уже вышли и для нихъ опять настала нужда, старецъ, опять благословивъ, приказалъ ученику приготовить изъ скиллъ пищу ко времени ѣды; ученикъ же боялся прикоснуться. И старецъ, взявъ и благословивъ, и сотворивъ знаменіе креста, началъ вкушать первый, и затѣмъ ученикъ, дерзнувъ, ѣлъ и остался невредимымъ. Когда же исполнялся пятый годъ его пребыванія въ Натуфѣ, нѣкій мужъ изъ Ѳекуи, услышавъ объ немъ, привелъ къ нему своего сына, сильнаго лунатика, и умолялъ его сотворить надъ нимъ молитву; старецъ же, сжалившись надъ нимъ, сотворилъ молитву о немъ и, помазавъ его елеемъ святаго Креста, возставилъ здравымъ.
10. Этотъ мужъ изъ Ѳекуи, пріявъ своего сына здравымъ, разсказалъ о чудѣ, и, когда оно разгласилосъ по всѣмъ тѣмъ окрестностямъ, многіе стали приходить къ нему и его безпокоить. И авва Киріакъ, убѣгая отъ стеченія, удалился во внутреннѣйшую пустыню Рувы23 и оставался тамъ въ теченіе пяти лѣтъ, довольствуясь корнями мелагрій и сердцевиною тростника. И нѣкоторые, узнавъ, стали приходить къ нему, приводя недугующихъ и одержимыхъ нечистыми духами, и ихъ онъ исцѣлялъ призваніемъ Христа и знаменіемъ честнаго креста. Тогда, тяготясь большимъ стеченіемъ, онъ удалился изъ Рувы и вошелъ въ совершенно пустынное и сокровенное мѣсто, гдѣ не жилъ никто изъ отшельниковъ. Мѣсто это туземцами называется Сусакимъ24. Тутъ соединяются оба потока — новой лавры и лавры Сука25, весьма глубокіе и ужасные. Нѣкоторые говорятъ, что это рѣки Иѳамъ26, про которыя Давидъ въ величаніяхъ къ Господу говоритъ: Ты изсушилъ ecu рѣки Иѳамскія (Псал. 73, 15). Проведя семь лѣтъ въ Сусакимѣ во дни величайшей пагубы, онъ былъ отведенъ изъ Сусакима въ лавру отцами лавры Сука, которые боялись надлежащаго страха и единодушно пришли къ нему съ мольбою и сильнымъ воззваніемъ. Сей авва Киріакъ, придя въ лавру, оставался въ отшельнической келліѣ иже во святыхъ Харитона27 пять лѣтъ въ борьбѣ съ послѣдователями Оригена.
11. Тогда и я, переселившись изъ обители великаго Евѳимія въ великую лавру блаженнаго Савы къ аввѣ Іоанну епископу и молчальнику, былъ посланъ имъ къ сему аввѣ Киріаку съ посланіемъ, которое повѣствовало о внутренней брани, происшедшей во святомъ градѣ и просило его нынѣ подвизаться въ молитвахъ къ Богу о томъ, чтобы низверглась гордыня ополчившихся въ новой лаврѣ противъ Христа ради ученій Оригена, вмѣстѣ съ Нонномъ и Леонтіемъ28. И я, прибывъ въ Суку и вмѣстѣ съ учениками его Зосимой и Іоанномъ придя къ нему въ пещеру иже во святыхъ Харитона, и поклонившись ему, отдалъ ему посланіе, передавъ ему и устно то, что было сказано аввой Іоанномъ молчальникомъ. Авва же Киріакъ, прослезившись, сказалъ: Скажи пославшему тебя: не будемъ малодушествовать, отче, ибо вскорѣ мы увидимъ смертную гибель Нонна и Леонтія и изгнаніе остальныхъ изъ новой лавры, и истинные ученики блаженнаго Савы поселятся въ новой лаврѣ, а незаконные будутъ изъ нея изгнаны.
12. Я же сказалъ: Что же отче, они проповѣдуютъ? Такъ какъ они утверждаютъ, что ученія о предбытіи и возстаніи безразличны и безопасны, приводя и слѣдующія слова, сказанныя святымъ Григоріемъ: «Любомудрствуй мнѣ о мірѣ, о матеріи, о душѣ, о разумныхъ существахъ какъ высшихъ, такъ и низшихъ, о воскресеніи, о страстяхъ Христовыхъ: въ этомъ и угадать истинное не безполезно, и ошибиться безопасно». На это старецъ отвѣтилъ, говоря: Ученія о предбытіи не безразличны и не безопасны, но опасны и вредны, и богохульны. Въ подтвержденіе сего я попытатось въ немногихъ словахъ очертить тебѣ ихъ многообразное безбожіе. Они говорятъ, что Христосъ не есть Единый изъ Троицы; они говорятъ, что тѣла наши по воскресеніи дойдутъ до конечнаго уничтоженія, и перваго — тѣло Христа; они говорятъ, что Святая Троица не создала міръ и что при возстаніи всѣ разумныя существа, даже и демоны, будутъ въ состояніи творить эоны29. Они говорятъ, что при воскресеніи тѣла наши возстанутъ эѳирными и сферовидными, и утверждаютъ, что таковымъ возстало и тѣло Христа; они говорятъ; что при возстаніи мы будемъ равными Христу.
Pages: 1 2 3