Преподобный Зосима Верховский
Ноябрь 5th 2014 -
Память его празднуется: 15/28 августа (переходящая) – Собор Кемеровских святых
22 августа/ 4 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
29 января/11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
20 сентября/ 3 октября – Собор Брянских святых
24 октября\ 6 ноября
Преподобный Зосима родился в дворянской семье. Отец – Богдан Верховский дослужился до чина полковника в полку смоленской шляхты. Мать – Анна Ивановна, из дворянского рода Маневских.
Получил домашнее образование. Как и все его братья поступил на военную службу – 1 января 1784 года был определён каптенармусом в Преображенский полк. Отец Захарии скончался 3 апреля 1784 года. В наследство Захарии досталось 2 деревни. Через 2 года скончалась его мать. В это время он познакомился с пустынниками рославльских лесов, жившими под началом старца Площанского монастыря Адриана (Блинского).
Несколько раз Захария посещал Брянских пустынников, подвизавшихся под руководством Старца Адриана, иеромонаха Площанской Пустыни, и проживал у них некоторое время. И теперь все свое старание он обратил на то, как бы скорее освободиться от мира и переселиться к инокам-отшельникам.
В 1788 году Захария вышел в отставку в чине поручика, продал своё имение зятю и решил посвятить себя монашеской жизни.
Захария уже не застал на Брянской Земле отца Адриана, который к тому времени переселился в Коневскую обитель. Начальник брянских пустынножителей завещал свою келлию Преподобному старцу Василиску, в котором видел истинное смирение, здравое духовное разсуждение и горячее желание подвижнической жизни. В отдалении от отца Василиска жили и другие старцы пустынные.
Отшельники встретили Захарию с радостью, и когда узнали, что он решился непременно остаться в пустынных лесах, то единогласно говорили ему: блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Слыша все это, благоразумный юноша просил старца принять его в послушание, но Преподобный, как искусный и опытный духовник, советовал ему положить начало монашеской жизни в каком-нибудь общежительном монастыре, чтобы испытать себя прежде в послушаниях монастырских и в обществе многих братий научиться терпению и смирению. Утвердив, наставив и утешив молодого воина Христова, Старец Василиск отправил его в Коневскую обитель под управление отца Адриана.
Старец принял его и назначил послушником (Захария пёк просфоры, пономарил). После испытания Адриан постриг Захарию в монашество с именем Зосима в честь преподобного Зосимы Соловецкого. Будучи учеником Старца Адриана, молодой инок всей душой старался подражать настоятелю монастыря в простоте и смирении.
Все чаще вспоминал молодой инок Брянские леса и Преподобного старца Василиска. Прожив в Коневском монастыре почти три года, отец Зосима неотступно и со слезами стал просить отца Адриана отпустить его в пустыню Брянскую к отцу Василиску. Но через некоторое время отец Адриан сам посетил пустынников Брянских и убедил своего ученика Василиска переселиться в Коневец.
В 1792/93 году по приглашению Адриана на Коневец пришёл преподобный Василиск, который стал другом Захарии. Для своих учеников Адриан в трёх верстах от монастыря построил две кельи. В них Зосима и Василиск проводили 5 дней, а в субботу приходили в монастырь ко всенощной, а в воскресение после литургии возвращались в свои кельи.
Отец Зосима пребывал в совершенном повиновении к Преподобному Василиску, никогда ничего не предпринимая без его воли и благословения, не утаивая от него даже самого малого помысла. Бдением, всенощными трудными работами он немилостиво изнурял юную плоть свою, имея стремление к безстрастию безплотных Ангелов. Скрытно от всех, кроме Старцев Василиска и Адриана, три года отец Зосима непрестанно носил на теле грубо сотканную из грив и хвостов лошадиных острую власяницу, от которой глубокие раны не заживали на теле его.
Вскоре пустынники сделались славны, и Коневский остров стал наполняться посетителями. Преподобные Василиск и Зосима возжелали уехать на Афон или в пустынные пределы Молдавии, но старец Адриан просил их задержаться до времени его увольнения на покой. Он испросил себе увольнение от настоятельства, и, приняв пострижение в Великий образ Ангельский, переселился на покой в Москву, в Симонов монастырь. Отъезжая же из Коневца, Старец рассказал Василиску и Зосиме о том, что в областях Сибири есть много необитаемых пустынь, где можно было им нести подвиги отшельнические.
Уклонившись от желания братии избрать Зосиму настоятелем обители, Преподобные отцы испросили увольнение из монастыря для принятия подвигов отшельнических. Но по различным обстоятельствам того времени не суждено было инокам попасть на гору Афонскую. И тогда, воспоминая совет духовного отца своего Адриана, они обратились мыслью в пределы Сибири.
Добравшись до Тобольска, Преподобные объезжали пустынные места той земли, и первую зиму провели в лесной землянке, устроенной ими в сорока верстах от ближайшей деревни. В следующем году подвижники обрели новое место для своих подвигов, где выстроили две келлии.
Осенью отшельники собирали урожай с небольшого огорода, пекли травяной хлеб, варили похлебку и овощи на всю зиму. Дабы не отвлекаться заботами о хлебе насущном и освободить время для молитвы, в зимнее время они отрубали топором мерзлой пищи, разогревали в печи и трапезничали.
Изредка посещали пустынников Боголюбивые миряне. Некоторые из них имели желание поселится в том месте. Вскоре, недалеко от пустыни, где подвизались Преподобные, образовалась женская общежительная обитель. По благословению Преподобного Василиска, Старец Зосима принял на себя заботы по благоустроению в ней жизни монашеской.
Вскоре монастырь был переведен в уединенное место близ города Туринска, где прежде была мужская обитель. Туда же после двадцатилетнего подвига в пустыни переехали Преподобные Василиск и Зосима. В восьми верстах от монастыря они выстроили для себя келлию.
В 1799 году старец Адриан решил принять постриг в великую схиму и уехал в московский Симонов монастырь. Прощаясь с учениками, он благословил Зосиму и Василиска на пустынножительство в Сибири, но их больше привлекал Афон. Трижды они пытались отправиться на Святую гору, но каждый раз это начинание у них не получалось. Друзья отправились в Киев где с разрешения митрополита два месяца жили в Киево-Печерской лавре, а затем отправились в Крым и позднее в Моздок. По причине набегов горцев их под конвоем доставили оттуда в Таганрог из которого они перебрались в Астрахань где решили исполнить благословения старца Адриана и, купив лошадь, отправились в Сибирь. Осенью 1800 года они достигли Тобольска где архиепископ Варлаам (Петров) дал им разрешение поселиться на территории его епархии. После года странствий по сибирским уездам в 1802 году они поселились в лесах Кузнецкого уезда. В тайге в сорока верстах от ближайшей деревне ими была выкопана землянка. Пищу отшельникам приносил один из крестьян ближайшей деревни. На следующий год весной они решили выйти из тайги, но заблудились и провели в лесу около двух недель.
Выйдя из тайги, Зосима и Василиск поселись в Кузнецком уезде. У реки Средняя Терсь в пятидесяти верстах от Кузнецка крестьяне срубили им две кельи. Монахи разбили огород, занимались рукоделием. Раз в год их посещал священник со Святыми Дарами. Вокруг пустынников образовалась небольшая община подвижников, в числе её был ученик святого Василиска праведный Пётр Томский чье жизнеописание составил преподобный Зосима. Преподобный Зосима (рисунок конца 20-х – начала 30-х гг. XIX века из архива Зосимовой пустыни)
В 1822 году стараниями Зосимы и Василиска был учреждён в Тобольской губернии Туринский Николаевский женский монастырь (с благословения Тобольского архиерея Зосима ездил в Санкт-Петербург к митрополиту Филарету (Дроздову) для получения соответствующего разрешения). Для общины Зосима написал особый устав на основе общежительных правил Василия Великого (в начале 1823 года старец вновь ездил в Санкт-Петербург чтобы представить свой Устав на утверждение Синода). После возникших там недоразумений (часть насельниц обвинила Зосиму в расколе, растрате и притеснениях сестер) отец Зосима указом Синода от 24 января 1825 года был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь» и переселился в Москву. С благословения митрополита Филарета Зосима стал насельником Чудова монастыря.
В 1826 году близ Москвы, в Верейском уезде в имении надворной советницы М. С. Бахметевой с благословения митрополита Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Первыми её насельницами стали монахини Туринского Николаевского монастыря, которые в ходе конфликта остались верными своему духовнику и последовали за ним в Москву. В этой пустыни Зосима прожил до своей смерти. Он заботился о монастыре, искал благотворителей для его содержания. При этом, имея тягу к уединения, Зосима в лесу в трёх верстах от пустыни устроил себе небольшую келью. В ней он, как и в Коневецком монастыре под началом своего учителя старца Адриана, жил 5 дней в неделю, в субботу приходил в пустынь к утрени, а после воскресной литургии возвращался в свою лесную келью. В ней от двух старцев из Орловской губернии он принял постриг в великую схиму.
Скончался 24 октября 1833 года на праздник иконы «Всех скорбящих Радость». Был похоронен возле монастырской часовни.
Основанный Старцем Зосимой Одигитриевский монастырь просуществовал до закрытия в 1920-х годах. В 2000 году монашеская жизнь в этой обители была возобновлена. В этом же году старец был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а на Архиерейском Соборе 2004 года прославлен общецерковно.
Тропарь преподобному Зосиме (Верховскому), глас 8
Отеческаго учения ревнителю, / Сибирския пустыни всекрасное прозябение, / деяния и созерцания бодренный подвижниче, безмолвия рачителю и обители невест Христовых устроителю, / сосуде Духа, Зосимо преподобне, // моли Христа Бога, да просветит души наша.
Кондак, глас 4
Первее в Сибирстей стране / инокиням пустынную обитель возградил еси, / оттуду же неправедне изгоняемь, / на Промысл Божий упование возложил еси, / имже паче ума огражден, / яко неврежден, путьшествие творя, / Богоматерию Одигитриею управляемь, / Московских пределов достигл еси, / и зде паки руководство обителию восприим, / Богособранную паству твою добре упасл еси, / нам же образ жития твоего / и медоточная учения оставил еси, / преподобне Зосимо, / моли Христа Бога // сохранитися от всякия скверны душам нашим.