Преподобный Маркиан Кирский
Январь 30th 2011 -
Память 18/ 31 января
Маркиан Кирский (Киринейский) (ок. 388). Уроженец города Кирр в Сирии, сын патриция, поселившийся отшельником в пустыне Халки между Антиохией и Евфратом. Он выстроил себе такую узкую и низкую келью, что не мог сесть или лечь, не согнувшись — диогенова бочка была просторнее (скорее, она была прямо цистерной).
Видимо, он был склонен, как и многие сирийские подвижники, к крайнему аскетизму, потому что, хотя и ел немного хлеба каждый день, оправдывался: надо сохранять силы, которых нужны для исполнения заповеди Божией. Постепенно у него появились ученики, начиная с Евсевия и Агапита, но они жили рядом с его запертой кельей, не видя учителя; община росла, превратилась в монастырь, и Маркиан сделал ее игуменом Евсевия. прославился чудотворениями. Однажды к нему в келлию вползла змея, но преподобный сотворил крестное знамение и огонь, неизвестно откуда взявшийся, испепелил ее. Монахи говорили, что ночью, когда подвижник читал, ему светил Небесный огонь. В этих преданиях важно не столько убежденность в том, что христиане могут сводить небесный огонь на землю, сколько то, на какие, собственно, мелочи, этот небесный огонь тратится. Действительно, Господь может Свою энергию сделать предметом домашнего обихода — для святых, потому что святость заключается в отказе от использования этой энергии, этого огня по его прямому назначению: для истребления нечестивых. Это касалось не только огня, но и других стихий: отец одной больной девочки просил у Маркиана масла, чтобы помазать им свою умирающую дочь (и в наши дни иногда масло из лампад перед чудотворными иконами почитается чудотворным). Масла Маркиан не дал, а девочка выздоровела сама. Антиохийский патриарх св. Флавиан просил преподобного покинуть келью и обратиться с проповедью к народу (то была эпоха яростных споров о понимании природы Христа), но Маркиан не согласился. Тех, однако, кто приходил к нему он и, случалось, даже переубеждал. Разумеется, самые крепкие еретики и не думали к нему идти — но тот, кто не желает сделать и шага, не сделает этот шаг даже, если его будет упрашивать целый собор святых отцов. Однажды Флавиан сам пришел к Маркиану вместе с несколькими епископами, они просили подвижника произнести проповедь. Маркиан долго молчал, а потом сказал: “Бог говорит с нами ежедневно через Свои создания, через всю вселенную. Он говорит с нами через Свое Евангелие, объясняющее, что мы должны делать себе и другим. Что полезного может добавить к этому Маркиан?” Перед смертью Маркиан завещал похоронить его тайком, подальше от кельи, чтобы избежать посмертной славы и совершенно неприличных христианам распрей за право положить мощи в той или иной церкви, тем отличив ее. Лишь через полвека после его кончины мощи были торжественно перенесены в храм и стали предметом почитания. Феодорит Киррский (отрывки перепечатаны в: Acta Sanctorum,, ноябрь, т. 1); Butler, 2.11. Память 2 ноября, 2/15 ноября и 18/31 января.