Преподобный Иоанн Шавтели
Июнь 21st 2013 -
Дни памяти: 1/14 апреля и 9/22 июня
Преподобный Иоанн Шавтели — выдающийся грузинский поэт, философ и ритор ХII (ХIII) века.
В молодости он получил превосходное образование в Гелатской академии (Западная Грузия), где изучал творения святых отцов, античную и арабскую историю, философию и литературу. Впоследствии святой принял монашество и долгие годы подвизался в знаменитом пещерном монастыре Вардзия (на юге Грузии), в уединенной келлии. Здесь, прилагая труды к трудам, преподобный Иоанн вел жизнь сурового подвижника, постоянно предаваясь молитвенным размышлениям о Творце, мироздании, назначении человека и глубоко проникая в смысл Священного Писания.
В постоянном подвиге он достиг высокого духовного совершенства и получил замечательный дар слова, раскрывшийся в его поэтическом творчестве.
В 1210—1214 годах, в Вардзийском монастыре, преподобный Иоанн написал замечательную оду «Абдул-Мессия» («Раб Христов»), в которой воспел образ христианина, верного канонам Святой Православной Церкви. В оде преподобный именует себя самого «странником» и «рабом Христовым». Много молитвенных строф посвящено в ней святому благоверному царю Грузии Давиду III Возобновителю († 1125, память 26 января) и святой благоверной царице Грузинской Тамаре Великой († 1212, память 1 мая и в Неделю жен-мироносиц).
Шота Руставели, литературным предшественником которого был преподобный Иоанн Шавтели, восклицал: «Про Абдул-Мессию пели строфы звучные Шавтели, — он в искусстве преуспел!» Богословская значительность «Абдул-Мессии» особенно очевидна в тех строфах, где поэт возносит молитвы во Имя Пресвятой Троицы, благодарит Творца-Вседержителя и Благого Промыслителя, даровавшего людям спасение во Христе. Говоря об установленном Богом мироздании, преподобный Иоанн пишет, сообразуясь с трудами святого Дионисия Ареопагита († 96; память 3 октября) о Небесной и церковной иерархии.
В другом своем произведении — «Песнопения Вардзийской Богоматери» — преподобный Иоанн Шавтели воспел историческую Басианскую битву (1204), в которой грузинское всенародное ополчение, выступив из Вардзийского монастыря, разбило четырехсот- тысячную армию мусульман во главе с султаном Рукн-эд-дином. Благодаря этой победе Грузия сохранила свою независимость и осталась оплотом Православия на Среднем Востоке, и это, несомненно, содействовало укреплению единоверной Византии.
Преподобный Иоанн Шавтели преставился в глубокой старости. Память его издревле чтится Грузинской Церковью.
Интересующийся сказал:
Июнь 21st, 2013 at 13:34
А правда, что в царской руси задачей церкви было держать народные массы в невежестве и доступ к писанию был только у поповщины?
admin сказал:
Июнь 21st, 2013 at 14:53
Церковь создала церковно-приходскую школу (ЦПШ) дающая начальное образование. В школах преподавались Закон Божий, церковно-славянский язык, основы русской грамматики и словесности, арифметика, рисование, пение, иногда давались уроки по родной истории, географии, естествознанию. В хрестоматии включался материал, необходимый для практической деятельности будущего земледельца. Над учебниками и программами земских школ работали выдающиеся педагоги — К. А. Ушинский, Ф. Е. Корш, Ф. И. Булгаков.
Официальный историк Министерства народного просвещения С.В. Рождественский признавал церковно-приходские школы в качестве составной части системы начального образования.
Кроме школ для детей земства создавали специальные учительские семинарии с четырехлетним курсом обучения для подготовки учителей, воскресные школы для взрослых, библиотеки, читальни, передвижные педагогические выставки, книжные склады. Именно для народных школ была создана Ушинским хрестоматия «Родное слово», выдержавшая множество изданий. За первое десятилетие существования земских школ появилось свыше 10 тыс
К 1892/3 учебному году духовенством открыто около 30.000 церковных школ, из коих — 200 двуклассных и около 12.000 одноклассных церковно-приходских школ; остальные — школы грамоты. В этих школах обучалось свыше 900.000 детей обоего пола. В ведении Министерства Народного Просвещения в это же время было такое же количество школ, около 30.000, по заявлению самого г. Министра Народного Просвещения в Департаменте Государственной Экономии 15 апреля 1893 года. (...)
К 1911 г. их было 27.486, а к 1914 г. уже более 40 тысяч, результатом чего стало фактически всеобщее начальное образование.
Цель обучения в церковно-приходских школах определялась первым параграфом «Правил», в котором говорилось: «Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности и сообщать первоначальные полезные знания». «Правила о церковно-приходских школах», разработанные Священным Синодом на основе проекта комиссии, были утверждены Александром III 13 июня 1884 г. На записке К. П. Победоносцева царь собственноручно написал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». После указа 1884 г., подкрепленного законом 1902 г., развитие церковно-приходских школ пошло чрезвычайно быстрыми темпами.
Если провести относительный анализ качества обучения, то придется признать, что выпусники ЦПШ были качественно более образованны чем выпусники даже современной начальной школы. Во вся ком случае есть воспоминания, что выпусники ЦПШ писали практически без ошибок, что в наше время доступно весьма немногим. Поступающие в ВУЗы абитуриенты выдают такие перлы, что детям рабочих учившихся в ЦПШ даже и не снилось.