Преподобный Агафон Египетский

Март 14th 2013 -

Память 2/15  марта.
Современник и сподвижник Макария Великого.


Подвизался в Скитской пустыне в Египте. Он отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей.
Демосфен набивал рот камнями, чтобы научиться красиво говорить — Агафон три года носил камень во рту, чтобы научиться молчать. Молчание предпочтительнее самой духовной речи: свидетельство тому искаженное понимание немногих мудрых слов Агафона, дошедших до нас. Его часто вспоминают борцы с ересями:
Однажды издалека пришли к преподобному Агафону иноки для духовной беседы и обратились к нему: «Ты ли отец Агафон?» «Видите перед собой грешного раба Божия», — ответил преподобный. «Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный», — продолжали иноки. «Совершенная правда», — согласился святой. — «Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других». «И это правда», — подтвердил святой Агафон. «Сверх того говорят, что ты еретик?» — не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: «Напрасно, я не еретик». Когда же спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, святой объяснил: «Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией».
Кто-то видит в этих словах разрешение осуждать ближнего за догматические погрешности, между тем как в них содержится лишь желание быть верным Христу как Богу, принимающего покаяние. Большинство борцов с «еретиками» отнюдь не сильны в покаянии и, даже если каются, то лишь для того, чтобы получить право звать к покаянию других. Такое покаяние, конечно, ничтожно. И почти никогда не вспоминают, что Агафон сказал: «Если злобный человек воскресит мертвеца, и то пребудет чуждым Бога». Для него самой страшной ересью было человеконенавистничество (оно же суть и самая распространенная ересь, оскверняющая догмат о Богочеловечестве Христа). Сам Агафон, стремясь к совершенной любви, подарил нуждающемуся собрату по пустынничеству свой ножик — величайшую из драгоценностей отшельника, но мечтал о большем: поменяться телами с прокаженным — «такова совершенная любовь».
На вопрос о том, какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние, преподобный Агафон отвечал: «Человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как Священное Писание уверяет, что „всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь“ (Мф. 3, 10), то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя».

Преподобный Агафон преставился около 435 года. Три дня перед кончиной святой сидел молча и сосредоточенно, словно всматриваясь во что-то. На недоуменный вопрос иноков он ответил, что видит себя на Суде перед Христом. «Неужели и ты, отче, боишься суда?» — спросили его. «Я по силе моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что угодно Богу мое дело?» — «Разве ты не надеешься на добрые твои дела, которые ты сотворил, угождая Богу?» — спросили иноки. — «Не надеюсь до тех пор, пока не увижу Бога. Одно дело суд человеческий, а другое дело суд Божий». Сказав это, святой отошел ко Господу.

Комментарии закрыты.