Кассиан Грек, Угличский чудотворец

Июнь 2nd 2011 -

Закрытие монастыря

В 1764 году Кассианов монастырь закрыла Екатерина II.

Крестьяне Учемской волости, — а к XVIII веку они уже превратились в монастырских крепостных, — стали государственными, свободными. Земли, принадлежавшие обители, частью были поделены между крестьянами, частью отошли казне. Учемская слобода преобразовалась в село Учма. Храмы, бывшие прежде монастырскими, получили статус приходских церквей. Это были уже новые просторные кирпичные храмы, возведённые на месте прежних в начале XVIII века.

Поток паломников к святому Кассиану не уменьшился. Просто принимать их стал сельский приход. В раке, стоявшей на гробнице, также лежала схима преподобного, её вынимали и возлагали на головы верующим, которые страдали от болезней головы.

Вся округа гуляла на Касьянов день четвёртого октября.

В 1827 году в церкви Иоанна Предтечи устроили придел святому Кассиану.

Последним священником Учмы, много лет прослужившим в храмах, основанных преподобным, стал Пётр Васильевский. Он же первым взялся изучить житие и другие свидетельства о жизни святого, соотнося их с историческими трудами и краеведческими работами.

Возможно, именно он (неизвестен точно год начала его служения) возглавил летом, в страшную засуху 1882 года крестный ход «по горящим местам» с образами Божьей Матери и преподобного Кассиана. Занимался огнём даже берег Волги, пламя подбиралось к домам, в удушливом дыму было не видно друг друга за несколько шагов. Вскоре же после крёстного хода начался дождь. Такой долгий и сильный, что пожар утих и в окрестных лесах, и на болотах.

А вот ещё история о том, как любили святого Кассиана и как верили ему. В 1890-м году крестьянка Мария Курашова из деревни Модявина так болела и ослабла, что не могла без помощи повернуться в постели. Когда она молилась святому Кассиану, то пообещала в душе, что если останется жива к празднованию его дня, то хоть ползком, а доползёт в Учму к его раке. А от деревни до Учмы шесть вёрст. Рано утром четвёртого октября Мария почувствовала облегчение и стала собираться в церковь. Родные хотели везти её на лошади, но женщина, раз обещала добраться сама, отказалась от помощи: «Нет, хоть ползком, а доползу». По дороге в Учму ей сделалось легче. В церковь к святому Кассиану Мария Курашова пришла здоровой.

Разрушение и затопление

Священник Пётр Васильевский умер в 1927 году, в канун богоборческих лет. Новые назначаемые батюшки надолго не задерживались.

В сталинские времена в Учме оставались прихожане, хранившие веру, и были безбожники, распробовавшие вседозволенность. Церкви разворовывали, облачения священнослужителей пошли на рубахи и жилетки для колхозного начальства.

В 1932 году сельсовет увёз раку преподобного Кассиана. Но, говорят, волосяную схиму из неё прежде унёс захожий богомолец.

Сельсоветовские борцы за атеизм собирались раскопать в храме место погребения Кассиана. Разоблачить прилюдно, мол никакой святости под землёй не отыщется. Созвали колхозников. И тогда верующая Надежда Вандышева, легла на могилу и сказала: «Не дам». Пусть тогда сначала её убивают. После вступились другие верующие. Сельсовет отступил. Могилу Кассиана Учемского удалось спасти от поругания.

Церкви были закрыты и разрушены несколькими годами позже — при строительстве Угличской ГЭС они попали в зону затопления.

С 1935 года, от начала строительства ГЭС и до пуска воды на территории Учемской обители располагалась одна из зон ВолгоЛага. Церковную утварь и колокола увезли на переплавку. Часть икон сожгли, часть раздали верующим: под Углич – в храм Михаила Архангела на Бору, а также за Волгу, в храм села Поводнево, в него перешло немало учемских прихожан. Многие иконы выбрасывали, безбожники могли делать из них поилки для лошадей, а дети — седушки для катания с горки. В ожидании затопления, закрыли Учемское кладбище.

В Угличе, на противоположном берегу Волги, в те же годы был разрушен Покровский монастырь святого Паисия, взорван собор. Земли обители и соседняя Вход-Иерусалимская слобода ушли под воду при заполнении Угличского водохранилища.

Летом 1938 года в Учме приготовились взрывать храмы. Тогда в одну из гроз молния ударила в вековую ель. В ту самую ель, возле которой молился святой Кассиан, когда пришёл в Учму. В ель, на ветвях которой стояла икона Богоматери, которую преподобный брал с собой. Возле места, где в ночь на Ивана Купалу, Кассиану явился Иоанн Предтеча и прорёк ему построить обитель. Ель три дня горела столбом ярого пламени.

Когда заполняли водохранилище, в Учме никто не знал, насколько высоко поднимется вода. Инженеры гидросооружений не умели делать точных расчётов. Не затопит ли прибрежные дома? Сельчане помнили, что в обитель, ныне покрытую грудами битого камня и щебня, вода легко заходила в половодья.

Вышло же, что русло Волги ширилось и разрослось таким образом, что прибрежные дома вода не задела. Более того, место, где оставалась могила святого Кассиана и где лежали невывезенные обломки от храма Успения и от храма Иоанна Предтечи, обратилось в остров. Или, при низком уровне воды – в полуостров, отделяемый от берега узкой топкой косой.

Сейчас Кассианов остров зарос травой и берёзами. Его называют «Кассиановым местом», а невысокий холм на месте взорванных учемских церквей – «Соборным».

Память

К 1964 году в Москве признали и приняли народное почитание местных святых: «полуканонизированного» преподобного Кассиана Учемского, Угличского чудотворца; благоверного князя Андрея Васильевича Большого (Угличского) и его невинно пострадавших сыновей — благоверного князя Ивана Андреевича Угличского (Игнатия Прилуцкого) и благоверного князя Дмитрия Андреевича Угличского (Прилуцкого).

В 1964 году принимались Соборы святых для многих епархий. В их числе был объявлен Собор Ростовских и Ярославских святых с установлением ему дня празднования 23 мая по старому стилю или 5 июня — по новому. Древний Собор Угличских святых стал частью Ростово-Ярославского.

Кассиану Учемскому дали новый день поминовения – 2 октября по старому стилю или 15 октября — по новому. Однако, те немногие из верующих, кто отмечал в советские годы память святого Кассиана, так и продолжили праздновать её 4 октября. Впрочем, мало кто знал про перемены.

Вслед за подъёмом и за надрывом сил во времена коллективизации и Отечественной войны, после восстановления народного хозяйства, когда жизни колхозников ложились на то, чтобы прокормить города с растущей промышленностью и обеспечить армию, сельская жизнь в Нечерноземье приходила в упадок. Учма и деревни в её округе безлюдели. Мужики спивались. Молодёжь, лишённая вплоть до 1978 года паспортов, искала лазейки уехать в города. Жизнь в семидесятые без паспорта и без возможности свободно покинуть село – это местная особенность. Во многих других регионах колхозникам ранее стали давать паспорта.

Старое поколение уходило, а переезжающие сюда по работе или по вынужденному переселению, не понимали местных обычаев и истории. Мало кто из верующих слышал, что могила Кассиана сохранена и приходил к нему на монастырский остров. Говорят, что знаком надежды и перемен виделся знающим людям белохвостый орлан, прилетавший и кружащий над Учмой.

В 1989 году над островом встал деревянный рубленный крест – его установил лесник — Василий Гурьевич Смирнов и его друзья-краеведы из Мышкина. С креста на святом месте начиналось возрождение Учмы и сохранение памяти о её славном прошлом.

Музей Учемского края (Музей Веры и Труда). Находится на окраине села Учма, на берегу Волги, напротив Кассианова острова. В зданиях амбаров и деревянной рубленой часовни расположены экспозиции, посвящённые судьбе Учмы, жизни князя Константина Мангупского – преподобного Кассиана Учемского и экспонаты, представляющие мир уходящей Деревни. Создатели и хранители музея: Смирнов Василий Гурьевич и Наумова Елена Анатольевна. Фото Т. Разумовой.

История обители, храмов, подвижников, быта окрестных деревень собиралась Василием Гурьевичем по крупицам – в разговорах с долгожителями; в воспоминаниях людей, помнящих рассказы о больших событиях; в архивных документах; в публикациях по истории и краеведению. Его силами стали проводиться экскурсии для школьников и для взрослых, а со временем открылись два музея: посвящённый судьбе Учмы и жизни святого Кассиана и посвящённый миру уходящей Деревни.

В 1993 году Василий Гурьевич срубил на острове рядом с памятным крестом шатровую часовню.

В 1994 году на окраине Учмы был построен новый деревянный храм, освящённый в честь преподобного Кассиана Учемского и великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Рубленый храм во имя Святой Анастасии Узорешительницы и Преподобного Кассиана Угличского в Учме. Построен «всем миром» в постсоветские годы. Идея создания – Петра Чахотина, итальянского художника. Проект Вячеслава Мизонова и Василия Теркина. Строили храм плотники колхоза «Дружба» (Учма относилась к его селениям). Средства на возведение церкви нашла, откликнувшись на нужды жителей и на энтузиазм краеведов, администрация Мышкинского района. 10 июля 1994 года храм освятил архиепископ Ярославский и Ростовский Михей. Фото Т. Разумовой.

В Учме ещё тихо и малолюдно. Но музеи принимают гостей. Ещё немного семей остаётся на зиму в Учме. Стоят заросшими поля.

Ещё должно пройти время, чтобы сёла на верхней Волге разрослись и раздобрели вновь.

Литература:

1. Васильевский П.В. Преподобный Кассиан Грек Угличский чудотворец и основанная им Учемская пустынь, — Издание народного музея, Мышкин, 1997.
2. Гречухин В.А. Лики Четвёртого Рима, — Ярославль, Издательство Александра Рутмана, 2004.
3. Третьякова Т.А. Под руцей Господней, — Ярославль, Издательство Александра Рутмана, 2004.

Татьяна Разумова

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.