Кассиан Грек, Угличский чудотворец
Июнь 2nd 2011 -
Чудотворец
В 1504 году умер старец Паисий. Прожив сто четыре года, а то и долее. Предчувствуя кончину, он позвал к себе Кассиана. Успел попрощаться. Оставил его заботам и попечению братию Покровского монастыря с её новоизбранным игуменом. Кассиан горько плакал по другу и, как говорит предание, пел над гробом жалостные песни.
Он пережил Паисия на четыре месяца. Кассиан заранее знал день свой смерти. Отскорбев по скорой кончине, преподобный выбрал одного из своих учеников — Илариона, пастырем и начальником в Учемской обители. В последний день Кассиан утешал братию и давал отеческие наставления:
«Се, уже, братия моя возлюбленная, приходит день скончания моего. Аз убо отхожу от вас к Богу, Его же измлада возлюбих; вас же передаю Спасу и Пречистой Его Матери и великому Иоанну Предтече. И по моем отшествии, братия моя возлюбленная, имейте между собой мир и любовь Божию. Собраний не отлучайтеся, сиречь пения церковного. Молебны пойте, синодик чтите и на литиях умерших поминайте, то бо есть: аще кто поминает усопшия, тот и сам поминовен будет. Страннолюбия не забывайте. Молю вы, нищих питайте, сиротам помогайте и вдовиц заступайте от насильствующих. Христиан же своих берегите, государю и вельможам печальтесь о них. Такожде и за землю домовную единомысленно стойте. Игумена своего слушайтесь и покоряйтесь ему о Господе, яко присному отцу своему, по апостолу: «тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще Богу» (о. Петр Васильевский).
На похороны Кассиана Учемского шли толпы селян и угличан. Почитание его святости началось на приготовлениях к погребению. Людей удивляло исходившее от тела благоухание и ангелоподобное лицо усопшего – по преданию оно просияло небесным светом в момент кончины. По завещанию, Кассиана похоронили в кирпичном склепе за клиросом церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Через год после кончины на могиле стали свершаться чудеса. Учемская летопись хранила память об исчезновении многолетних гнойных язв на ногах у игумена Гермогена; об исцелении игумена Филарета, которого зубная боль довела до мыслей об удавлении; об излечении крестьянки Марьи, одержимой бесом — женщина перестала узнавать ближних и била их. Но однажды она пришла в разум и услышала из Учемской обители колокольный звон. А на самом деле на селе было тихо, никто, кроме неё колоколов не слыхал. Муж Андрей и домашние принялись звать за Волгу, в пустынь, Марья согласилась. Переправились благополучно. А перед самыми вратами душевная болезнь возвратилась, близкие с трудом подвели женщину ко гробу Кассиана. Там отслужили молебен, окропили недугующую водой. Марья на службе уснула. А проспав день, проснулась здоровой. Душевная болезнь оставила её навсегда.
В XVI веке Угличский край остался без твёрдой правящей руки. Царские слуги из княжьих родов, получавшие от царя на кормление волости, уже не были могучими строителями и воинами. Дворяне этих новых князей нередко разбойничали, выйдя за границы господской волости. Учемская летопись хранила память об обращении одного такого грабителя – Захария Рудака. Он был то ли дворянином то ли простого звания слугой у князя Фёдора Мстиславского, управлял делами в его вотчине, а на досуге — грабил окрестных крестьян и монахов.
Однажды на торгах в Мышкине Захарий Рудак и его рабы отобрали у учемских иноков лошадей. Возвратившись с правого берега Волги, Захарий Рудак собирался отнять коней и серебро у монастырского крестьянина — Василия Лукьянова. Ворвался в дом, а Василий ещё не вернулся в тот час с гумна. Велел, поджидая жертву, подать себе снеди и вина. Но внезапно Захарий настолько ослаб, что не смог владеть ни руками, ни ногами. Тут он сумел увидеть свою неправоту, и велел рабам скорее везти себя в монастырь. В Учме Захарий исповедался, раскаялся и попросил игумена молиться о нём. Игумен Феодосий отслужил молебен с освящением воды, дал раскаявшемуся разбойнику её испить, велел приложиться ко гробу Кассиана. На могиле святого Захарий сделался здоров. Он обещал никогда больше не возвращаться к разбою, напротив, оберегать впредь Учемскую обитель и её земли, а всё награбленное вернуть пострадавшим. Позже, он завещал всё своё имущество, включая коня с оружием, вкладом в монастырь и просил похоронить себя в нём. Когда Захарий Рудак умер, его погребли вблизи гробницы Кассиана Учемского.
Всадник
Феодосий, молившийся о разбойнике Захарие Рудаке, руководил Учмой в Смуту. В голодное время с многолетними неурожаями и морозными зимами.
За год до нашествия поляков Дометиану и Гликерии – супругам, жившим неподалёку от монастыря — явился святой Кассиан. Много раз наяву они видели, как по ночам он на белом коне объезжал Учемскую обитель. В правой руке Кассиан держал свечи, а свет от них был так ярок, что достигал другого берега Волги. Двери церкви Иоанна Предтечи и их святые врата сами отворялись при приближении всадника. Игумен Феодосий с братией не видели происходящего, а услышав о явлении всадника от Дометиана, рассудили, что святой Кассиан бережёт свою обитель.
В 1609 году, откатившись от Углича и собирая силы, чтобы в другой раз уже взять город, поляки с литовцами зорили сёла и монастыри. Идя на Учму, они захватили в окрестностях иноков, погнали к монастырю схваченных селян и горожан. Игумена Феодосия запытали до смерти, спрашивая, где спрятаны монастырские сокровища.
В кураже разбоя один из захватчиков, — говорят, что он был запорожским казаком, служившим ляхам, — пожелал въехать на коне во святые врата. Супоньевская рукопись указывает, что то были врата соборной Успенской церкви, а по записям обители выходит, это были святые врата монастыря, под надвратным храмом царя Константина и матери его Елены. Связанные монахи предупреждали воина, что на коне в святые врата не ездят. Товарищи рубаку остерегали, но тот никого не послушал.
Иноки молились об избавлении от нашествия. Один из них увидел в молитве, как на пути у врага встал страшный юноша в светлых одеждах и разит обидчика копьём. В этот же миг незримая сила оттолкнула казака от врат и швырнула вместе с конём на землю. Воин сделался одержим, свои же ляхи потом отвезли его на безлюдное место, отрубили голову и там бросили. А вошедших в обитель захватчиков охватил испуг. Многих ослепило. Сиянием? Одни в ужасе бежали из монастыря, другие просили у монахов прощения.
Углич
Учемская обитель осталась одной из немногих уцелевших в крае святынь. В 1611 году пал Углич. Когда вновь его осадили поляки, город снова отказался их впустить. Четырёхтысячный гарнизон ждал подмоги, но подмога подойти не успела, потому что захватчикам открыл ворота предатель. Из тысяч угличан в живых осталось около полусотни. Углич обратился в руины. Пали каменные стены кремля. Не уцелел ни один храм. Жители, искавшие спасения в Спасо-Преображенском соборе, там и были замучены и убиты, а собор сожжён. Поляки вошли в город на Страстной неделе, в ночь на среду – день, когда в церквях вспоминают предательство Иуды.
В 1613 году царь Михаил Федорович Романов повелел переселить в Углич, чтобы спасти его от запустения, жителей из Ярославля, Москвы, Ростова и прочих мест. Город отстроился, но величия Семиградья уже не вернул. В имперские времена он возглавлял небольшой уезд, в наши дни город Углич – тихий районный центр.
УГЛИЧСКАЯ СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
Прославление
В былом Семиградье, на рубеже XVI-XVII веков, в самое лихолетье, чреватое Смутой, к славе народной выделяется сонм местночтимых. Из их имён позже сложится Собор Угличских святых.
В него вошёл благоверный князь Роман Васильевич – собиратель земель Семиградья. Мощи князя Романа нашёл Андрей Большой при строительстве Спасо-Преображенского собора.
Ему созвучно оказалось почитание царевича Дмитрия – сына Ивана IV Грозного. Мальчик был поставлен последним удельным князем Углича, где и погиб: то ли от несчастного случая на игре в ножички, то ли убили. Скрытность обстоятельств смерти ребёнка послужила началу Смуты, когда на московский трон устремились разные Лже-Дмитрии, якобы выжившие при покушении и убежавшие в Речь Посполитую. В возрождающемся Угличе царевичу поставили каменную церковь. При Петре I изображение Дмитрия вошло на штандарт Угличского пехотного полка. Екатерина II утвердила герб уездного города Углич, где на красном фоне нарисован святой благоверный царевич Дмитрий Углицкий в золотой одежде, с ножом в руке.
В Соборе Угличских святых прославлялись два «великих светильника» — преподобный Паисий и преподобный Кассиан Грек, угличский чудотворец.
Вопреки московским традициям и установлениям люди чтили благоверного князя Андрея Большого Горяя, чьё тридцатилетнее правление помнилось временем благоденствия, а заточение и смерть любимого князя осмыслялись подлым злодейством Ивана III. Сыновья Андрея Васильевича — Иван Андреевич (в иночестве — Игнатий) и Дмитрий Андреевич могли почитаться в те годы страстотерпцами.
Поклонение святому Кассиану не осуждалось и не прерывалось. В XVI веке земельные владения Учемской обители подтвердили грамоты Василия III и Ивана IV. Летописи полнились рассказами о новых чудесах. Но все эти годы Кассиан оставался на Руси очень тихо прославляемым святым.
В 1560-м году в Учемской обители записали его первое житие. В то время были живы люди, знавшие Кассиана, но, конечно же, за полвека, прошедшие от кончины, многие сведения исказились.
В 1629-м году на Ростовской кафедре правил митрополит Варлаам. Мы не знаем, имел ли он родственные или духовные связи с Учмой. Однако, по его велению «...были написаны стихиры, составлен тропарь с кондаком и икосом, канон, составлен список чудес преподобного и уточнено написанное ещё в XVI веке Житие Божьего угодника.
Разрешалось писать Кассиана Учемского на иконах и фресках и восторженно праздновать его священную память вместе со святыми, лобзать и поклоняться всечестному гробу и святому образу его в вечные годы непреложно». (Т.А. Третьякова)
Позднее преподобному Кассиану создали несколько служб.
Митрополит Варлаам объявил Кассиана святым самолично. Просто согласился с вековым народным почитанием. Без обязательного соборного решения всех иерархов. Вышла как бы неполная, «местная» канонизация. Память святого Кассиана, установленная митрополитом Варлаамом 4 октября, не упоминалась в синодиках и месяцесловах, присылаемых из столицы. В беспокойном XVII столетии обитель чудотворца и его могила оставались малоприметными для властей. В просвещённых XVIII и XIX веках никто не разбирался в вынужденных огрехах у процедуры по признанию Кассиана святым. А потом, в правление Николая II, в церковных верхах, случалось, уже отрицали его память: «Раз в синодальном месяцеслове нет, значит — не канонизирован».
Икона
Когда стало разрешено писать лик преподобного Кассиана, и когда нашёлся ему иконописец, уже никто не помнил точно, как выглядел святой. XVII век. Последние сведенья – от учемского игумена Гермогена, которому Кассиан явился в молитве. Осмысляя то видение, Гермоген составил словесный портрет святого – хартицу.
Когда писать Кассиана взялся священник и иконописец Симеон, в Учемском монастыре дали ему ту хартицу в помощь работе. Вот только прочитав её, художник усомнился – слишком похож оказался святой на простого мирского человека.
Работа откладывалась. Симеон даже заболел от того, что отлынивал от обещанного. Он сам понял, что зря отступил от намерения и нашёл силы готовить доску для иконы.
Предание говорит, что по молитве к Кассиану, иконописец окреп и услышал голос, наставивший его, как писать преподобного. Позже Симеон ясно видел во сне будущую икону готовой, а потом в одну из ночей голос подсказал ему, как подправить бороду.
Симеон изобразил святого монахом-схимником с большой чёрной бородой, едва тронутой сединой.
Преподобный Кассиан Грек Угличский Чудотворец. Это распространённое изображение святого. Образ (выполненный с использованием более поздних художественных приёмов) близок к созданному в XVII веке иконописцем иереем Симеоном. Память Преподобного Кассиана официально отмечается в день преставления святого – 2 / 15 октября (В Учме с давних пор эту дату — Кассианов день празднуют 4 / 17 октября) и 21 мая / 3 июня — в день равноапостольных царя Константина и матери его Елены. Репродукция из архива музея Учемского края.
Волга
В 1665 году перед Пасхой игумен Кассиановой обители послал казначея на торги в Мышкин купить рыбы. Однако на Страстной неделе Волга начала вскрываться ото льда, да ещё двинувшиеся льдины образовали затор – реку стало не перейти — не переехать. Братия опечалилась, что останется на Светлый праздник без рыбных блюд. Предание говорит, что гостивший в обители странствующий монах напомнил им о Божьей помощи и ушёл. А монах, провожавший его, нашёл у берега огромную – с метр! – бьющуюся щуку. А потом нашли ещё одну. Этих рыб хватило обители на всю Светлую седмицу.
В 1719 году, в половодье Волга вышла из берегов и залила монастырь. Сохранились свидетельства, что вода снесла гробницу святого Кассиана, но расступилась над его могилой, и когда наводнение схлынуло, там обнаружили сухой песок.