Святой мученик Евпсихий

Апрель 21st 2011 -

Мученик Евпсихий Кесарийский

Память 7/20 сентября

Греческие источники, содержащие сведения о мч. Евпсихия условно делятся исследователями на 2 группы по причине существования 2 традиций почитания святого. Согласно одной традиции, мученичество Евпсихия относится к периоду гонений имп. Юлиана Отступника (361-363), согласно другой — к правлению имп. Адриана (117-138).

К числу источников, представляющих 1-ю традицию, принадлежит прежде всего анонимное Мученичество Евпсихия (BHG, N 2130), сохранившееся в единственной рукописи греческой минеи за апрель из монастыря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (Patm. 254. Fol. 83-86v. XI в.). Она впервые была описана А. Эрхардом (Ehrhard. S. 611-614), который предположил, что автором Мученичества является Никита Пафлагон (позже мнение опровергнуто Л. Г. Вестеринком). Впоследствии работу с текстом продолжил Ф. Алькен, в 1983 г. Вестеринк подготовил его критическое издание. На этом Мученичестве основано сказание о Евпсихия в Синаксаре Константинопольской церкви (SynCP. P. 23-24) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 37), Сказания, помещенные под 7 сентября. Также известен канон Евпсихия, написанный Иосифом Песнописцем (в акростихе читается имя «Иосиф»), который содержится в греческой минее под 9 апреля и строго следует тексту Мученичества.

ытование 2 традиций почитания Евпсихия заставило исследователей выдвинуть гипотезу о существовании 2 Евпсихиев, живших в Кесарии во II и IV вв. Впервые это предположение было выдвинуто кардиналм Цезарем Баронием, затем болландистами, разместившими статьи о 2 Евпсихиях в разных томах Acta Sanctorum, и др. исследователями. Однако после обнаружения Мученичества некоторые ученые (И. Делеэ, Алькен и др.) пришли к выводу, что во всех источниках речь идет об одном и том же лице. Издатель Мученичества, Вестеринк, придерживается этого же мнения, приводя следующие аргументы: несмотря на то что в источниках фигурируют 2 дня памяти Евпсихия, невозможно вывести закономерность их распределения (напр., в Мученичестве это 9 апр., в синаксарных заметках, основанных на Мученичестве, — 7 сент.) (Westerink. 1983. P. 674). Другие исследователи предположили, что существование 2 дат объясняется тем, что 7 сентября справлялась память одного Евпсихия, поскольку это был день его мученичества, а 9 апреля совершалось торжество в честь Дамаса, Евпсихия и др. Кесарийских мучеников (MartRom. P. 131). Кроме того, Вестеринк обращает внимание на письма свт. Василия Великого, которые представляют собой свидетельство современника (свт. Василий вернулся в Кесарию вскоре после смерти имп. Юлиана). Из этих писем следует, что святитель знал только одного мученика по имени Евпсихия (пам. 7 сентября- PG. 32. Col. 505) и уделял большое внимание дню его памяти. Таким образом, исследователь приходит к заключению, что Мученичество Евпсихия относится ко времени правления Юлиана Отступника, а литературный текст Мученичества написан гораздо позднее (отсюда неточности в описании реалий — Westerink. 1983. P. 671). Основной текст Мученичества может быть древнее вступления, написанного более высоким стилем и представляющего собой обращение автора к заказчику Мученичеств, возможно митрополиту Кесарийскому (Ibid. P. 670).

Тем не менее предположение об отсутствии почитания Евпсихия до 70-х гг. IV в. не согласуется с содержанием одного из писем свт. Василия Великого. В 252-м письме, представляющем собой приглашение епископам Понтийского диоцеза, cвт. Василий пишет: «поскольку Евпсихий и Дамас, а также окружающий их сонм, чья память справляется ежегодно в нашем городе и по всей округе, являются славнейшими из мучеников, Церковь… напоминает… чтоб вы вернулись к своему давнему обычаю посещать [наш город]» (PG. 32. Col. 940).

Отдельно исследователи рассматривали вопрос об одном месте из трудов Арефы, архиеп. Кесарийского (Aretha. 1968 P. 300), где он упоминает Евпсихия. Описывая мягкость канонических правил в ранней Церкви, он приводит в качестве примера Евпсихия, говоря, что тот был «рукоположен после вступления в брак». Некоторые исследователи приняли это утверждение Арефы как свидетельство того, что Евпсихий был пресвитером (в др. источниках об этом не говорится) (см., напр.: Burchi. P. 237). По мнению других, слова Арефы основаны на местной устной традиции (Halkin. 1973. P. 414). Вестеринк предполагает, что Арефа почерпнул сведения о Евпсихия у Созомена и при этом совместил информацию о Евпсихии, который, по сообщению историка, женился незадолго до мученической кончины (Sozom. Hist. eccl. V 11), и о пресв. Василии, также пострадавшем в Кесарии при Юлиане Отступнике (Westerink. 1983. P. 667).

В основе 2-й традиции лежит описание преследования христианского населения Кесарии после разрушения языческих храмов ранневизантного церковного историка Созомена (Sozom. Hist. eccl. V 4 11). Рассказ Созомена послужил основой для заметок, помещенных под 9 апреля в Синаксаре Константинопольской ц. (SynCP. P. 593) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 396).

Кроме агиографических источников сведения о почитании Евпсихия в Кесарии в IV в. содержатся в письмах свт. Григория Богослова (Ep. 58, датируется ок. 372-373) и свт. Василия Великого (Ep. 100, 142, 200, 252, 372-376). Вопреки мнению некоторых исследователей (Aubert. P. 1420; Burchi. Col. 238) 176-е письмо свт. Василия Великого к еп. Амфилохию Иконийскому (PG. 32. Col. 653) не является свидетельством о почитании Евпсихия.

Святой мученик Евпсихий был сын знатных родителей, родился и получил воспитание в Кесарии Каппадокийской1 и годы юности своей проводил непорочно в целомудрии христианском, седину имея разум и возраст старости — беспорочная жизнь (Прем 4, 9). В царствование богопротивнаго Юлиана Отступника2, он вступил в законный брак и, когда еще не кончилось брачное торжество, показал великую ревность и любовь по Христе Иисусе.

В городе Кесарии было капище нечистого идола, которого называли Тихи, что значит Фортуна или счастье. Это капище было весьма почитаемо, и в нем царь Юлиан, когда бывал в Кесарии, ежедневно приносил свои нечестивые жертвы. Случилось так, что торжество по случаю брака Евпсихиева совпало с нечестивым идольским праздником. Увидев эллинов, идущих в капище для принесения жертв, святой Евпсихий воспламенился ревностью по Господе: взяв с собою множество христиан, он пошел и сокрушил идолов и храм идольский разорил до основания. Эллины тотчас донесли об этом царю Юлиану, святой Евпсихий, имея в виду предстоящие ему за это страдания, роздал свое имущество нищим и приготовлялся к мученическому подвигу, пребывая в посте и молитвах. Царь же Юлиан, услышав о разорении храма богов своих, исполнился великой ярости, гневаясь не только на Евпсихия, но и на весь город. Он тотчас повелел захватить всех почетных граждан, и одних из них предал смертной казни, а других отправил в заточение и лишил имущества; отнял он также имущество и у всех церквей Кесарийских, а духовных лиц велел записывать в военную службу и насильно отводить в полки. У города было отнято почетное имя «Кесария»3, которое он получил в царствование Клавдия4, и велено было называться прежним его именем «Маза»; он был исключен из числа городов и низведен в разряд селений, а на жителей его, верных христиан, была наложена великая дань со строжайшим приказанием непременно восстановить разоренное капище. Юлиан с клятвою угрожал, что он не перестанет держать город под опалою и не оставит в живых галилеян (так он называл христиан), если они не выстроят заново разоренного храма богов эллинских, — и эта угроза была бы приведена в исполнение, если бы богоненавистного царя не постигла скорая погибель5.

Святого же Евпсихия, как главного виновника разрушения храма, Юлиан велел предать мучениям и принудить его к принесению жертв идолам. И вот святого мученика стали держать в узах, часто выводить на истязание и принуждать к идолослужению: ему давали обещание простить то, что он дерзнул разорить храм, если только он поклонится идолам. Но Христов воин не уступал, и мужественно стоял в исповедании имени Христова. Его повесили на виселице и железными гребнями строгали до внутренностей, но он был укрепляем ангелом, явившимся ему среди мучений. Наконец, после долгих и тяжких истязаний, он был усечен мечем во главу6, и из раны вместо крови чудесно истекло молоко с водою. Верные взяли святое тело его и похоронили с честию.

Поученіе. Св. муч. Евпсихій (Служеніе Богу должно ставить выше всего). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

В это время Юлиан, отправляясь в поход на персов, проходил чрез Каппадокию и приближался к Кесарии; городу угрожала великая опасность, так как беззаконный мучитель уже явно высказывал намерение разорить город до основания. Тогда святой Василий Великий7, воздавая Юлиану честь, как царю, вышел ему навстречу и поднес на благословение три ячменных хлеба, какими сам питался.

Царь велел своим оруженосцам взять эти хлебы, а святому Василию дать горсть сена со словами:

— Ты дал нам ячмень, скотскую пищу, получи же от нас сено.

Святой Василий Великий отвечал:

— Мы, царь, принесли тебе то, чем сами питаемся, ты же дал нам пищу скотскую; ты насмехаешься над нами, ибо не можешь властью своею претворить сено в хлеб — естественную пищу человеческую.

Юлиан же гневно сказал ему:

— Знай, что этим сеном я буду кормить тебя, когда возвращусь сюда из Персии. Я разорю город сей до основания и место его вспашу плугом и обращу в поле. Ибо мне небезызвестно, что по твоему совету народ дерзнул разорить изображение и храм Фортуны.

Сказав это, царь пошел в путь свой и вскоре погиб: он был убит святым великомучеником Меркурием8, как о том говорится в житии святого Василия Великого.

По смерти Юлиана, народ Кесарийский создал прекрасную церковь над гробом святого мученика Евпсихия, и святые его мощи источили струи исцелений во славу Христа Бога нашего, со Отцем и Духом славимого во веки. Аминь.

Тропарь мученику Евпсихию, глас 4:

Мученик Твой, Господи, Евпсихие во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 2:

Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи, зарями твоими, страстотерпче Евпсихие, и прелесть погасил еси всю, нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

Величание

Величаем тя, страстотерпче святый Евпсихие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Примечания.
1 Имя Кесария носило несколько городов. Кесария Каппадокийкая — главный город римской провинции Каппадокии — в Малой Азии.
2 Юлиан Богоотступник занимал императорский престол с 361 по 363 г.
3 Имя Кесария происходит от слова кесарь (титул римских императоров).
4 Разумеется Римский император Клавдий I, царствовавший с 41 по 54 г.
5 Юлиан Богоотступник — скончался во время похода в Персию, пронзенный стрелою. Пред своею смертию он воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин!» — разумея под Галилеянином Господа нашего Иисуса Христа.
6 Это было в 362 году.
7 Василий Великий — знаменитый отец и учитель Церкви, бывший в это время архиепископом Кесарии Каппадокийской. Скончался в 379 г. Память его празднуется 1/14 января.
8 Святой Меркурий воин пострадал мученическою смертью в Кесарии Каппадокийской. Память его 24 ноября/7 декабря.

Комментарии закрыты.