Мученик Исидор
Май 26th 2011 -
Память 14 мая/27 мая
Исидор Хиосский — раннехристианский мученик. Исидор был родом из Александрии, проживал на греческом острове Хиос.
В 1-й год правления Деция (249-251) по указу императора во всех провинциях Римской империи был проведен рекрутский набор.
Поученіе. Святой мученикъ Исидоръ (Черты истиннаго исповѣдника Христова). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Исидор, тайный христианин, родом из Александрии, был завербован на флотскую службу. Он стал опционом (младший офицерский чин, помощник центуриона) и ведал раздачей солдатских пайков.
Во время пребывания на о-ве Хиос Исидор как христианин был схвачен по доносу центуриона Юлия и приведен к военачальнику Нумерию (Нумериану). Исидор смело исповедал христианскеую веру. Военачальник велел воинам бичевать святого, а затем отрезать ему язык. Однако и без языка Исидор продолжал говорить отчетливо, прославляя Христа, а Нумерий упал на землю и онемел. Когда его подняли, он отдал письменное повеление обезглавить Исидора. Согласно консантинопольской редакции, Исидор был подвергнут перед казнью другим мучениям.
Относительно погребения Исидора в источниках имеются разные версии.
Согласно Мученичеству Исидора, тело святого, оставленное на съедение зверям, похоронил один из друзей Исидора, тайный христианин Аммоний, принявший впоследствии мученическую кончину в Кизике. Спустя некоторое время из Эфеса пришла Миропия (впосл. мученица; пам. 2 дек.) и положила на почетном месте мощи, умастив их дорогими мазями и обвив плащаницей.
Однако в Житии Миропии говорится, что после казни она похитила тело Исидора, пока стражники спали, и погребла его.
По свидетельству Григория Турского (573-593/4), мощи Исидора были брошены в колодец, вода из которого после этого исцеляла больных и бесноватых. Иногда над колодцем видели свет, похожий на пламя свечи. Эти сведения повторены в Мартирологе Адона Вьеннского.
Впоследствии рядом с местом погребения Исидора была воздвигнута грандиозная базилика, в которой от мощей святого происходили многочисленные исцеления.
В ходе археологических исследований (в 1918 под рук. Г. Сотириу, в 1928 под рук. А. Орландоса; основная часть базилики была раскрыта в 1981—1982) было выявлено 5 фаз строительства базилики, древнейшая относится к V в. Одна из перестроек связана с именем византийского императора Константина IV Погоната (668-685). Сохранились и фрагменты мозаичных полов с геометрическим орнаментом. Рядом находится подземная сводчатая крипта, в которой хранились мощи Исидора и мц. Миропии. О чудесах от гробницы Исидора упоминал Григорий Турский.
В Житии прп. Маркиана, эконома храма Св. Софии в Константинополе († между 471 и 474), говорится, что он отремонтировал ц. во имя Исидора в столице и что в этом храме была помещена часть мощей святого, перенесенная в Константинополь между 457 и 460 гг. Другая церковь во имя Исидора в Константинополе была построена в правление имп. Юстина I (518-527) Исидором, братом патрикия Еввула. При ней находилась богадельня. В VIII в. в Риме во имя Исидора была построена церковь между Тибуртинскими воротами и ц. св. Евсевия.
Русский игумен Даниил в нач. XII в. видел мощи Исидора на Хиосе («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 18-19). В 1125 г. венецианцы увезли мощи Исидора c Хиоса и поместили их в соборе св. Марка, устроив капеллу во имя мученика и установив праздник перенесения мощей 16 апреля. Из Венеции часть мощей ИИсидора попала в Сару в Каталонии. Этот святой почитается в Средиземноморье как покровитель моряков.
В 1200 г. Антоний, архиеп. Новгородский, видел в Константинополе в Большом дворце мраморный столб (к к-рому, по сведениям этого автора, Исидор был привязан и брошен в море, но затем вышел из воды невредимым), а также часть мощей Исидора.
Традиционный образ Исидора — молодой человек (средовек) с короткой округлой бородой и с короткими же, слегка вьющимися темными волосами, не закрывающими ушей.
Несмотря на то что, согласно Житию, Исидор был воином, в доспехах он не изображался. Предпочтительным для его образа вплоть до позднего времени являлось патрицианское одеяние, тип которого отражает и воинскую принадлежность святого, и его чин мученика (красный цвет): недлинный, доходящий до колен или до середины щиколотки хитон с орнаментированными оплечьем и подолом, плащ, оставляющий обычно открытым одно плечо.
В. Д. Фартусов отмечает, что Исидор «замучен был еще новобранцем... так что можно его писать и без воинских одежд, но лучше в простой одежде римского воина».
Гречский иконописный подлинник Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730—1733) в разделе «Святые мученики» сообщает об облике Исидора следующее: «Исидор Хиосский, с бородой едва показавшейся, подобен Артемию (вмч. Артемию Антиохийскому. — Авт.)».
В русской иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие Исидора Флору, мч. Иллирийскому, а в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова дважды подчеркнуто его воинское достоинство: «…чином воин, подобием аки Флор, рус, власы с ушей кратки, брада невелика, ризы воинские, верх лазорева, испод зеленая, подпоясан платом, ногавицы красные, в руке крест».
Позже, очевидно после иконоборчества, сложился иной иконографический тип Исидора с темными взлохмаченными волосами и короткой черной бородой. Так он представлен в кафоликоне монастыря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в ц. свт. Иоанна Златоуста в Керами на о-ве Наксос (2-я пол. XIII в.).
В средневизант. время наибольшее распространение получили образы Исидора с короткой округлой бородой, как, напр., в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317—1318); в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366).
В поствизантийской живописи Исидор изображался среди мучеников и воинов: в соборе мон-ря Варлаама в Метеорах (1548) — средовек с темными волнистыми волосами, образующими завитки за ушами; в соборе мон-ря Преображения в Метеорах (1552). Сцена усекновения главы Исидора представлена в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1546—1547, мастер Зорзис (Дзордзис Фукас)).
В Венеции для мощей Исидора в сев. трансепте собора Сан-Марко в сер. XIV в. была устроена капелла. Ее свод украсили мозаиками со сценами из Жития святого, в т. ч. с сюжетом перенесения мощей. Еще один цикл сохранился в росписи наоса ц. мч. Исидора в сел. Какодики близ Канданоса на о-ве Крит (1420—1421); он состоит из 4 сцен: Исидор перед правителем; Исидор, раздираемый 2 лошадьми; Исидор в темнице; усекновение главы Исидор Иконография сцен следует композициям, традиционным для изображения Жития вмч. Георгия Победоносца.
В древнерус. искусстве полуфигурное изображение Исидора сохранилось в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Вел. Новгороде (1460) — средовек с небольшой бородкой, в сиреневатом плаще и с крестом в руке.
В миниатюрах минологиев образ Исидора дважды встречается в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов): оплечно в медальоне рядом с др. мучениками — средовек с темными волосами, не скрывающими уши, и с округлой короткой бородой; в минейной части рукописи — под 14 мая, в рост, в легком повороте вправо, на Исидоре доходящий до колена розово-сиреневый хитон с орнаментированным подолом и застегнутый у правого плеча синий гиматий, скрывающий левую часть фигуры; правая рука в молении, левая под гиматием, возрастная характеристика и тип облика те же, что и на предыдущей миниатюре.
В минейных циклах в настенной росписи храмов образ святого также помещен под 14 мая: в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561) — в мучении, усекновение главы; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717—1718), — в рост. Единоличный образ представлен на фреске ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350).
Включение образа Исидора в рус. минеи достаточно устойчиво. Под 14 мая он может быть представлен: единолично, как, напр., на минейной иконе на март нач. XVII в. (ЦАК МДА) и на Минее годовой нач. XIX в. (УКМ); в паре с соименным ему блж. Исидором Ростовским, как, напр., на одной из ранних икон из годового комплекта миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) и на иконе на май из комплекта миней письма И. Ф. Липина (1758, КГОИАЗМ; средовек в красном до колен хитоне и в красном же плаще, на голове шапочка, в правой руке держит крест).
Определяющим моментом в идентификации этих соименных святых, особенно при утрате надписи, является состав одежд, характеризующий чин их святости. Однако на Минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен; в кн.: Бенчев. 2007. С. 177 — атрибутирован как Исидор) неясно, кто из Исидоров представлен на иконе, поскольку изображенный облачен в одежды преподобного. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, ГЛМ) Исидор и блж. Исидор показаны в легком повороте друг к другу, Исидор- в воинских доспехах. На минейном офорте на май с раскраской в 5 цветов работы И. К. Любецкого (1730, РГБ) — такое же парное изображение, что и в святцах, но Исидор- в хитоне и гиматии. На иконе на май XIX в. (частное собрание; Там же. С. 163) дано парное изображение, но в надписи святой в одеждах блаженного ошибочно поименован Максимом (день памяти мч. Максима приходится также на 14 мая).