Память святого Апостола Акилы
Июль 26th 2010 -
Память: 4 / 17 января (70 ап.), 13 / 26 февраля (Греч., совместно с его женой мц. Прискиллой), 14 / 27 июля
Акилла (Ахилла) в славянской Четьи Минее по спискам апостолов причисляется к 70, был учеником святого Апостола Павла и им был поставлен во епископа
Предполагают что он слышал проповедь ап. Петра по сошествии Св. Духа на апостолов, в праздник Пятидесятницы и был учеником сего первоверховного апостола. Но эта принадлежность Акилы к христианской церкви, как видно из Апостольских Деяний (XVIII, 2), была только внешней, а своим обращешем к вере Христовой св. Акила обязан был ап. Павлу.
Евангелист Лука ничем не отличает Акилу и его супругу Прискилу от других (новообращенных) ко Христу иудеев, изгнанных из Рима (в 52 г.): «и нашел в Коринфе ап. (Павел) некоторого иyдeя именем Акилу, родом из Понта, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его потому что Клавдий (император) повелел всем иудеям удалиться из Рима и пришел к ним (апостол) и по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток (Деян. XVIII, 2—4). Видимо, что Акила еще в Понте был предрасположен к принятию евангельского учения, но окончательное наставление в истинах Христовой веры преподает ему и его супруге (Прискилле) ап. Павел.
Из дома Акилы св. апостол во всякую субботу выходил в синагогу и убеждал иудеев и эллинов, что Иисус есть Христос; чрез несколько времени он оттуда (из помещения Акилы) перешел к некоторому чтущему Бога именем Иусту побуждением к сему было то, что дом Иуста находился) близ синагоги и св. Павел не только не прерывал добрых отношений к Акиле и Прискилле, но нашел в них ревностных сотрудников в проповедании слова Божия.
Когда в Коринфе иудеи и эллины восстали против св. Павла и его сотрудников, тогда апостол, пробыв еще довольно дней, отплыл в Сирию и с ним отправились Акила и Прискилла. Достигши Ефсса Павел оставил их в этом городе, а сам вознамерился, отправиться в Иерусалим на приближающийся праздник (Пасхи и Пятидесятницы).
Акила и Прискилла, оставшись в Ефесе, обратили свой дом в церковь, в постоянное собрание верующих во Христа, что видно из 1-го послания ап. Павла к Коринфянам, написанного в Ефесе (в 58 г.). «Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» (I Кор. XVI, 19), а в послании к Римлянам (написанном в 59 г.) ап. Павел во главе всех своих (многочисленных) сотрудников ставит Акилу и Прискиллу, как главных своих сподвижников, готовых и умереть за него. «Приветствуйте Акилу и Прискиллу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но все церкви из язычников; приветствуйте и домашнюю их Церковь» (Римл. XVI, 3—4).
Как важна была деятельность этой почтенной четы супругов, видно, из того, что они приобрели для церкви красноречивого, знаменитого оратора и мужа сведущего в Писании, Аполлоса, приняли его в свой дом и точнее объяснили ему путь Господень (Деян. XVIII, 24—26). Из книг свящ. Писания видно, как св. Акила и Прискилла из-за ап. Павла подвергались опасности лишиться своей жизни («по души моея своя выи положиша»).
Св. Златоуст и другие полагают, что это было во время какого либо возмущения против апостола в Коринфе (Деян. XVIII, 12) или в Ефесе (Деян. XIX, 23—40). Из Рима, вероятно, в гонение Нерона, Акила и Прискилла возвратились в Ефес и последнее об них упоминание находится в 2-м послании к Тимофею, написанном ап. Павлом пред своею кончиною. «Приветствуй Прискиллу и Акилу и Дом Онисифоров» (IV, 19). Думают, что апостол отправил их в Ефес в помощь любимому своему ученику Тимофею, поставленному им во епископа этому городу.
О дальнейшей деятельности святой четы нет сведений в Новозаветных книгах Св. Писания. По церковному преданию сообщается, что св. Акила был епископом в разных местах во Асии, Ахаии и Ираклии и скончался мучеником.
Св. Димитрий Ростовский на основании древнего сказания, пишет, что св. Акила (апостол Христов), проповедуя во Асии, Axaии и Ираклии, многое множество душ человеческих приведя ко спасению, от идольского неистовства к благоразумно обратив и крестив. Пройдя и иныя различные страны, благовествуя всюду царствие Божие, проповедию святою просвещая, и многиe идолы сокрушив и церкви воздвиг, и священники поставил, и напасти не мало претерпев, убиен бысть от неверных и обрете покой на небеси с прочими св. апостолами«(Четьи Минея 14 июля).
Pages: 1 2