Память святого Апостола Акилы
Июль 26th 2010 -
Есть, впрочем мнение, что ап. Акила был обезглавлен в Риме в царствование Нерона вместе с супругою. Предание это основывается на том, что св. Акила в Риме имел свой дом, на месте коего ныне церковь св. Приски (или Прискиллы), но едва ли в честь Прискиллы, супруги Акилы, была построена эта церковь; были в Риме и другие мученицы с этим именем (как то: супруга ап. Пуда, знатная римлянка Прискилла, упоминаемая 19 мая и другие). Св. Иоанн Златоуст в честь ап. Акилы и Прискиллы составил несколько (три) бесед, в которых восхваляет их подвиги и особенно прославляет их труды по благоустройству церкви! «Столько они были добродетельны, пишет святитель, что обратили дом свой в церковь, так что все их домашние сделались верными, и дом их был отверст для всех странных. Ибо апостол не имеет обычая без разбора называть дома церквами, ежели в них нет примерного благочестия и не укоренен особенный страх Божий…
Акила и Прискилла жили в супружестве и весьма просияли благочестием, хотя промысл их был незначителен, они делали палатки, однакоже добродетель покрыла все и показала их блистательнее солнца. Ни ремесло, ни брачный союз не вредили им; напротив они явили в себе такую любовь, какой потребовал Христос: «больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други свои» (Ин. XI, 13).
Они исполнили то, что служить признаком Христовых учеников, взяли крест и последовали Христу. Ибо делавшие это для Павла, тем паче показывали такое же мужество для Христа. Пусть слышать сие и богатые и бедные! Ибо скажи мне: какая царица столько знаменита, столько прославляется, как эта жена скинотворца? О ней всякий говорит и будут говорить не 10 и 20 лет, но до пришествия Христова. И при том всякий говорить о ней то, что украшает ее более царской диадемы. Что важнее этого, что сравнится с этим — быть заступницею Павловой, с опасностями для себя спасать учителя вселенной? Рассуди, сколько было цариц — и имена их преданы забвению: имя жены скинотворца и ее мужа обносится всюду, и сколько солнце освещает землю, столько слава ее обтекает всю вселенную. И персы, и скифы, и фракияне, и живущие на последних краях земли прославляют и ублажают благочестивую жизнь этой св. четы… Посмотри на их труд в проповеди, на их мученический венец, на их старание о неукоризненной жизни, на их любовь к Павлу, на их усердие ко Христу… Подучись у Прискиллы и Акилы, отчего они стали такими. Отчего же? Они два года содержали у себя Павла. А чего не произвели в душе их эти два года? Ты скажешь, что же мне делать — у меня нет Павла? Ежели хочешь, имеешь больше, чем они. Не лицезрите Павлово, а Павловы слова соделали их такими. Итак, если угодно тебе, с тобою готовы непрестанно беседовать и Павел и Петр, и Иоанн, и целый сонм пророков и апостолов. Возьми книги сих блаженных мужей, постоянно занимайся их писаниями: они могут и тебя соделать подобным жене скинотворца». (Толкование на послание к Римлянам, 680—643).
К сожалению, ни св. Златоуст, ни другие отцы не сообщают о проповеднической их деятельности в разных местах, но видно, что и в то время (IV—V в.) существовали устные, а, может, быть и письменные известия подробного житийного характера, тем более, что в Риме с древнейших времен существовала и церковь, посвященная св. Акиле и Прискилле. Известия такого рода встречаются в сочинениях, сравнительно поздних, но сохранивших отголоски и следы древних преданий, как например в Синопсисе (в повествовании), приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому (ум. 362), а также в разных апокрифических сказаниях о жизни и деяниях апостолов. Различные сведения из подобных источников попадали в восточные и западные мартирологи и житийные сборники, а также давали материал и для составления отдельных житий. Так и относительно св. ап. Акилы несомненно известно что в IX веке существовало уже подробное его житие, на основании которого Иосиф песнописец (IX в.) составил канон ап. Акиле, помещаемый и доныне в греческих и славянских служебных минеях под 14 числом июля. Это житие сохранилось на греческом языке в списке IX века, в парижской национальной библиотеке и имеет надписание: «Деяние и мучение св. ап. Акилы, единого от 70» (см. у Omont. Catalogue codex Hagiogr № 1219, л. 37—47).
Канон прп. Иосифа и это житие, без сомнения, послужили источником для позднейших синаксарных и проложных сведений об апостольском служении и мученической кончине ап. Акилы. на основании коих и св. Димитрий Ростовский излагает его житие (о чем уже сказано). О супруге св. Акилы, Прискилле, говорится только мимоходом у св. Димитрия Ростовского (14 июля), а в Прологе и службе — каноне прп. Иосифа о ней не упоминается, а прославляется только один св. Акила. В Менологии Василия сообщается под 14 июля о совместной деятельности св. Акилы и Прискиллы, об их апостольской проповеди язычникам (без указания где именно) и о мученической кончине их (но об епископстве св. Акилы не упоминается). В Синаксаре (греческой Минее) краткое сказание только об Акиле, при чем он называется «иереем и мучеником». В славянском прологе три различных сказания об ап. Акилле одно в Стишном Прологе, почти сходное с Менологием Василия; другое — в Стишном Прологе, без всяких упоминаний о священстве и епископстве св. Акилы и его проповеди в разных странах и мученической его кончине; третье — в печатном Прологе со всеми этими подробностями. Первые два чтения внесены в Макариевкие Большие Четьи Минеи, из них второе, вероятно, более древнее и встречается в Пергаментной рукописи прологов (Хлудовском, Типографском и др.). Очевидно существовало несколько редакций его жития; в одних сообщалось только то, что известно по Апостольским Деяниям и Посланиям ап. Павла, в других приводились дополнительные сведения, из разных источников (А. Пономарев. Богословская энциклопедия, под редакцией А. П. Лопухина, т. I. 388). В службе 14 июля в славянской служебной Минее сообщаются некоторые сведения об ап. Акиле, а именно, что он был учеником св. Павла: «Твоя похвалы Лука Богогласный воистину написа, священнаго бо Павла ученик» (5 песнь канона: «Ты ученик Павла», 9 песнь и др.). Прославляется страннолюбие Акилы: «Божественный странноводец был» (5 песнь канона). Что ап. Павел посылал св. Акилу на проповедь, о том в стихирах на Господи воззвах: «Павел великий, яко светлую лучу во вселенную тебе, блаженне, пусти…»
Описываются подвиги Акилы в разрушении идольских капищ: «Идольские храмы вся разорил еси» (1 песнь канона), называется св. Акила «богомудрым сосудом слова Божия, проповедником, истребителем лести», священником (песнь 4 и 6 канона), «светильником мира» (9 песнь), «священнотаинником, наставником языков» (песнь 7 и 9 канона). Есть указание в службе на мученическую кончину св. Акилы, он называется «божественного Спаса страдальцем» (9 песнь), «пострадавшим за Христа доблестно» (3 песнь канона), «славным священномучеником» (7 песнь канона); «страданиями он (Акила) исплел себе венец» (седален). «Блаженно (Акила) пострадал за Христа, кровь излияв» (9 песнь). Упоминается о мощах св. Акилы (7 песнь канона); есть указание и на храм его имени: «иже храму моему божественному притекающии, и в нем с верою молящияся, Акило, избавляются недугов всяческих, и бед, и скорбей, священными твоими мольбами» (стихи на Господи воззвах и др.).
Западные Менологии излагают почти такие же сведения о св. Акиле и Прискилле между прочим сообщается, что в Риме дом их был постоянным местом церковных собраний. В нем нередко совершал богослужение ап. Петр. Он крестил в домашней церкви св. Акилы Приску, младшую сестру Прискиллы, отроковицу, которая 13 лет пострадала при императоре Клавдии. Римская церковь эту св. Приску называет первомученицей и память ее совершается 18 января; на месте ее мученической кончины была построена в честь ее церковь; о св. Прискилле, между прочим, сообщается, что тайно посещала заключенных в темницы при Нероне христиан, ободряла их в мученических подвигах и Господь сохранял ее жизнь для блага церкви и скончалась мирно.
Тела св. Акилы и Прискиллы были погребены в подземном подвале церкви св. Приски (Болландисты, Acta Sanctorum, 18 iunnuar. L'annee liturgique a Rome, par M. Barb, do Montault. 1875. В. Мордовцев. Путеводитель по Риму. Спб. 1875 г. 336 стр.). Память св. Акилы по греческ. Минеям 13 февраля и 14 июля, и по славянским — 14 июля; у католиков 8 июля древнейший Римский Мартиролог, изд. I. Rossi et Duschesne 1894; Baronius. Римск. Мартиролог. 1589. Память св. Прискиллы в Месяцесловах Восточной церкви не упоминается и в Святцах 14 июля ее имя не воспоминается.
Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Православный собеседник, 1906. т.3. с. 570—576.
Кондак, глас 4:
Яко велие солнце, церковь тя стяжавши, славне Акило, светлостьми учения твоего просвещает верно чтущыя тя, Господень апостоле.
Pages: 1 2