Синаксарь во святую и великую среду
Апрель 20th 2011 -
Синаксарь во святую и великую среду
Стихи:
Жена, умащая тело Христово миром, Предваряет смирну и алой Никодима.Во святую и великую среду божественные отцы заповедали творить память жены блудницы, помазавшей Господа миром, потому что это произошло незадолго до спасительных страданий.
Когда Господь пришел в Иерусалим и находился в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина (блудница) и возлила на Его голову драгоценное миро. Установлено же здесь (т. е. совершать ее память) с тою целию, чтобы, по слову Спасителя, всюду и всем было проповедано об этом ее трогательном поступке. Каким побуждением она руководилась? Так как она заметила сострадательность Христову и общительность со всеми, особенно ныне, когда увидела Его вошедшим в дом прокаженного, которого закон повелевал считать нечистым и отлученным от общества, то и заключила, что как этого проказу, так Он исцелит и ее душевный недуг. И вот, когда Он возлежал на вечери, она возливает на верх главы Его миро ценою около трехсот динарий, т. е. шестидесяти ассарий, десяти пенязей и трех сребренников. Ученики, особенно Иуда Искариотский, удерживали ее, но Христос заступился за нее, чтобы не останавливали ее доброго намерения. При этом упомянул и о Своем погребении, отвращая Иуду от предательства и сподобляя жену чести тем, что всюду по вселенной будет проповедано о ее добром деянии.
Нужно заметить, что, по мнению некоторых, одна эта женщина и разумеется у всех евангелистов. Но это не верно. У трех, как говорит божественный Златоуст (в беседе 13 на Матфея), — одна и та же, которая так блудницей и называется, у Иоанна же — совершенно другая, именно достохвальная Мария, сестра Лазаря, отличавшаяся честною жизнию, которая, если бы была блудницей, не была бы любима Христом. Из них эта последняя Мария за шесть дней до Пасхи в своем доме, что в Вифании, когда Он возлежал на вечери, совершила помазание миром, возливая его на пречистыя ноги и отирая их волосами головы своей, чем выразила чрезвычайное почтение к Нему. Она принесла миро, как Богу, ибо ей хорошо было известно, что (Исх. гл. 30; Быт. гл. 28 и 35) и в жертвах приносился Богу елей, и священники помазывались миром, и Иаков в древности помазал столп Богу. Принесла же она это очевидно в благодарность Учителю, как Богу, за оживление своего брата. Потому-то ей и не обещается награда. Тут и ропот высказывает один только Иуда, как человек любостяжательный. Другая же, именно блудница, за два дня до Пасхи, когда в той же Вифании еще пребывал Христос и находился в доме Симона прокаженного, во время возлежания на вечери, возливает на главу Его оное драгоценное миро, как повествуют священные Матфей и Марк. По этому поводу выражают негодование на блудницу и ученики, которые прекрасно понимали, с каким усердием сделано это было к умилостивлению Христа. Ей и награда указана в том, что это доброе дело прославлено будет всюду по вселенной. Итак, некоторые разумеют одну, Златоуст же таким образом — двух женщин. Есть и такие, что признают даже трех: двух вышеупомянутых, при самом приближении страданий Христовых, а кроме тех еще третью, вернее сказать — первую, устроившую это когда-то около половины евангельской проповеди. Она была и блудница, и грешница, но в доме не прокаженного, а фарисея Симона и без посторонних излила миро на ноги Христа. Тогда только один фарисей и соблазнился. В награду ей Спаситель даровал оставление грехов. О ней-то именно божественный Лука и повествует около средины своего Евангелия (7, 36-50), как сказано. Непосредственно за повествованием об этой блуднице он продолжает речь следующим образом. И бысть по сем и Той прохождаше сквозе грады и веси, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (Лук. 8, 1), — из чего явствует, что это было не во время страданий. Итак, судя по времени, и по месту, и по лицам, и по домам, наконец, по самому способу миропомазания, кажется, что это были три женщины: две блудницы, а третья — сестра Лазаря Мария, отличавшаяся святою жизнию. И один дом фарисея Симона, другой — прокаженнаго Симона в Вифании и иной опять дом Марии и Марфы, сестер Лазаря, в той же Вифании, а отсюда нужно заключить, что и две вечери были устроены Христу, и обе в Вифании. Одна — за шесть дней до Пасхи в доме Лазаря, в которой участвовал с Ним и Лазарь, о чем сын громов повествует, говоря так: Прежде шести дней Пасхи прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше: Лазарь же един бе от возлежащих с Ним. Мария же приемши литру мира нарда пистика многоценна помаза нозе Иисусове и отре власы своими нозе Его (Иоанна 12, 1-3). Другая же вечеря была устроена Ему за два дня до Пасхи, когда Христос находился еще в Вифании, в доме Симона прокаженнаго, когда и блудница подошла к Нему возлить драгоценное миро, как святый Матфей повествует, передавая слова Христа ученикам: весте, яко по двою дню Пасха будет, и вскоре за этим продолжает: Иисусу же бывшу в Вифании, в дому Симона прокаженнаго, приступи к Нему жена, сткляницу мира имущи драгоценнаго, и возливаше на главу Его возлежаща (Матф. 26, 6-7). С ним согласен и Марк, который говорит: бе же Пасха и опресноцы по двою дню… и сущу Ему в Вифании, в дому Симона прокаженнаго, возлежащу Ему, прииде жена (Марк. 14, 1, 3) и т. д. Спорщики же, утверждающие, что четыре евангелиста упоминают об одной и той же женщине, помазавшей Господа миром, и признающие одним и тем же лицом Симона фарисея и прокаженнаго, которого некоторые считают даже отцем Лазаря и сестер его Марии и Марфы, — одну и ту же вечерю, один и тот же дом его, что в Вифании, где будто бы была и убранная горница приготовлена и происходила Тайная вечеря, — думают ошибочно. Те две вечери были устроены Христу вне Иерусалима, в Вифании, за шесть и за два дня, как сказано, до законной Пасхи, при чем и женщины принесли Христу миро различным образом. Тайная же вечеря и убранная горница были устроены в самом городе Иерусалиме за один день до законной Пасхи и страданий Христовых, по мнению одних, в доме неизвестнаго человека, а по мнению других — в доме наперсника и ученика Иоанна, во святом Сионе, где и ученики скрывались страха ради иудейска, где было Фомино осязание по Воскресении, и Сошествие Святаго Духа в Пятидесятницу и совершались разныя другия сокровенныя и таинственныя дела.
В виду этого мне представляется более соответствующим истине мнение Златоуста, что тут следует признать двух женщин: одну, о которой говорится у трех евангелистов, что, будучи блудницей и грешницей, возлила миро на главу Христову, другую — у Иоанна — Марию, сестру Лазаря, которая принесла и возлила его именно на божественныя ноги Христовы. Иное также дело вечери в Вифании, и иное — Тайная. Это ясно даже из того, что Спаситель посылает учеников в город уготовать Пасху после повествования о той блуднице. Идите, говорит, во град ко онсице и рцыте ему: Учитель глаголет, у тебе сотворю Пасху со ученики Моими (Матф. 24, 18). И еще: и срящет вы человек во скудельнице воду нося, и той вама покажет горницу велию постлану, ту уготовайта нам. Шедша же, говорится (в Евангелии), обретоста, якоже рече има и уготоваста Пасху (Марк. 14, 13-16; Лук. 22, 8-13), очевидно, наступающую законную, которую, прийдя, и совершил с учениками, как говорит божественный Златоуст. Затем, во время вечери, т. е. Тайной, по совершении на ней божественнаго умовения, снова возлегши, преподает и нашу Пасху на том же самом столе, как добавляет златословесный Иоанн. И это верно. Дивный же Иоанн, а также и Марк, божественные евангелисты, определили и качество мира, назвав его чистым и многоценным. Думают, что «пистикон», т. е. верное, значит неподдельное, неразбавленное и испытанной чистоты, а может быть это и название самаго лучшаго и первосортнаго мира. Марк прибавляет, что женщина от усердия даже разбила и сосуд, который называет алавастром, как слишком узкогорлый. Это — сосуд стеклянный, как говорит святый Епифаний, устроенный без всякой рукоятки; иначе он называется викион. Миро же составлено было из многих веществ, а главным образом из смирны благоуханнаго цвета кинамона, душистаго корня, благовоннаго тростника и елея.
Духовным миром помазанный, Христе Боже, свободи от находящих страстей и помилуй нас, яко един свят и Человеколюбец. Аминь.
Источник: Синаксарь во святую и великую среду (Святоотеческие поучения на дни Страстной седмицы. Сергиев Посад.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001).