Великопостные заметки

Февраль 20th 2010 -

Юрий Иванович Рубан,
кандидат исторических наук, кандидат богословия

Не фарисеи ли мы?

У православных христиан начинается трехнедельный подготовительный период к Великому Посту. Его первая неделя – «Неделя о мытаре и фарисее» получила свое название от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией и задает тон ее последующим дням. Рассказанная Самим Иисусом Христом, она никогда «не устареет», ибо обращена ко всем, кто уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начина­ется притча, – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделенные») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева закона. (Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике.) Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – стоял и так молился про себя: „Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как остальные люди – корыстные, бесчестные, развратные или вот как этот сборщик податей. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю“. А сборщик податей, стоя в отдалении, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь и говорил: „Боже, милостив будь ко мне, грешному!“ – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – ушел домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится».

Богослужебные песнопения недели варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, Церковь нарочито отменяет на предстоящей неделе пост в среду и пятницу.
************************************************
Приложение

Мытарь (греч. тэлонэс, лат. publicanus – откупщик или сборщик налогов) – в славяно-русской традиции, как правило, – «евангельский мытарь», «лихоимец», «притеснитель», – сборщик податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 г. до н. э.).

Профессия мытаря – «коллаборациониста» языческих оккупационных властей – в среде иудеев считалась как презренной, так и ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное Святилище и место земного пребывания Бога. Мытари приравнивались к грешникам, язычникам и прелюбодеям и подлежали отлучению от синагоги. Сам Иисус Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф. 9:11 и др.).
Напротив, отвергая идею национального или кастового избранничества, Христос нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9-14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

Фарисеи – название одной из трех древнееврейских сект (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Название – евр. перушим, греч. фарисайой– означает 'обособившиеся', 'отделённые' (т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении), или 'сепаратисты' (для их противников). «При римлянах фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Влияние фарисеев усиливалось еще и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. <…> Согласно Иосифу Флавию, основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея)». Но для них «существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», которая для них была законами, восходящими к отеческим традициям, но не зафиксированным в своде Моисея. Основным в учении фарисеев было:
1) вера в бессмертие души, причем только души праведников попадали в новые тела, души грешников терпели вечное наказание;

2) вера в существование ангелов и демонов (опирается только на сообщение Деян 23:8); вера в судьбу, причем, некоторые вещи определяются только судьбой, а некоторые зависят от человека». В отличие от саддукеев, они были непримиримыми противниками эллинистического влияния на еврейскую традицию.
«После падения Иерусалима, разрушения Храма [70 г.н.э.], исчезновения с политической арены саддукеев, ессеев и зилотов, фарисеи стали доминирующей и по существу единственной силой, определяющей развитие иудаизма – раввинистический иудаизм был преемником и наследником фарисейства» (Левинская И. А. Деяния Апостолов. Главы I-VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999, с. 199-200; здесь же новейшая библиография). Основным источником информации о фарисеях являются Иосиф Флавий и Новый Завет.

Метки:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Комментариев к записи: 1 “Великопостные заметки”


  1. Валентина сказал:

    К сожалению, наше поколение практически не знает истории Православия. Его тонкости, подробности. Что приводит к непониманию службы. Мы в центральной части России, просто обязаны отстаивать православие. Изучать. Почему у нас протестанты вещают по телевидению, а для наших священников дают 10 минут. А как было-бы здорово, если-бы были циклы просвещения. Особенно для детей. Да и для советского поколения узнать побольше о смысле служб и праздников, что позволило бы прихожанам более осмысленно молиться.

    Я очень благодарна Вам, за данные заметки. Много узнала, что не знала раньше. Храни Вас Господи. Всего Вам доброго.