Кнуты и пряники Домостроя

Январь 28th 2017 -

И еще...

Историческая справка

Домострой – это исторический памятник середины XVI века. Содержит свод правил, относящихся к разным сферам жизни: духовной, гражданской, социальной. 40 списков документа (то есть рукописно переписанных экземпляров), сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют, что в свое время Домострой пользовался огромной популярностью.

Домострой не является чисто русским произведением. У таких сборников были свои предшественники – византийские своды правил, написанные в православной традиции. Они были переведены на русский язык и потому хорошо известны грамотному населению (например, Изборник Святослава, 1073 год). Была и католическая традиция, например, в Польше («Жизнь добропорядочного человека»). На базе этого наследия в России к XV-XVI веку были написаны сборники, содержавшие правила: как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей, воспитывать детей, как относиться к государственной власти, как вести себя в церкви и т.д. Домострой является компиляцией из разных источников подобного рода.

Поэтому у сборника нет конкретного автора. Редактором его считается протопоп московского Благовещенского собора Сильвестр. Предполагают, что в Новгороде существовал «досильвестровский» список, близкий к известному нам варианту, который и редактировал протопоп, сам выходец из Новгорода. Задача Сильвестра заключалась в том, чтобы информацию из разных источников свести воедино и немного подправить стилистически. Лишь 64-я глава сильвестровского Домостроя написана самим протопопом.

Первое академическое издание Домостроя появилось в 1908 году, под редакцией Александра Сергеевича Орлова.

О Сильвестре

Сильвестр – протопоп Благовещенского московского собора, на протяжении нескольких лет – духовник царя Ивана Грозного. Выходец из Новгорода, откуда, по-видимому, и пришла в столицу традиция таких сводов, как Домострой.

О семье самого Сильвестра известно немногое, но и это очень важно. Атмосфера в доме была доброжелательная. Жену свою протопоп очень любил, называл «матушкой». Супруги глубоко уважали друг друга. Единственный сын Сильвестра Анфим воспитывался в любви и заботе, родителей своих глубоко чтил.

Верные слуги в доме были как члены семьи, получали от хозяев многие милости.

О структуре Домостроя

63 главы сильвестровской редакции Домостроя условно можно разделить на 3 части. Первая – о духовной жизни: как нужно молиться Богу в церкви и дома, как жить по-христиански.

Вторая – о гражданской жизни: как с царем общаться, как строить отношения с государством и в семье.

Третья часть, на которую приходится половина всего текста, – это практические советы по ведению домашнего хозяйства, домостроение: как сохранить овощи, фрукты, как бороться с молью, как выпекать хлеб, как достойно встретить гостей, если они пришли неожиданно... Отсюда берут начало все столь популярные сегодня книги по домоводству, календари с полезными советами и прочие хозяйственные пособия.

Обязанности хозяина

— Каждый день и каждый вечер, после молитвы, советоваться с женой о домашнем хозяйстве.

— Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

— Учить ремеслу сыновей: плотницкому, портновскому, кузнечному, сапожному.

— Учить жену и детей, и домочадцев не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым.

— Присматривать за погребами и ледниками, в житницах и сушильнях, в амбарах и конюшнях.

— Огород и сад насаживать, о нем заботиться.

— Заботиться о закупке припасов на год; делать запасы впрок.

— По заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.

Обязанности хозяйки

— Вопрошать мужа о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить.

— Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.

— Учить рукоделию дочерей: прясть, шить; учить есть готовить, хлебы печь и калачи.

— Руки свои простирать на труд; самой знать, как сеять муку, как квашню замесить, и хлебы скатать да испечь; знать, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут – меру и счет знать во всем.

— Милость свою обращать на убогого, и плоды трудов подавать нищим.

— Каждый день приглядывать за слугами, а которая служка хорошо всё делает – и за то похвалить да пожаловать, если плохо – наказать или проучить.

— Всегда беречься хмельного.

— Собирать приданое дочерям.

— Служанок, девиц и вдов обучить, замуж выдать, приданым наделив.

Как пиво варить

Взять солода ячного четвертушку да ржаного солоду полумеру или овсяной муки полумеру и растереть как следует муки гороховой четвертушку – и это тоже неплохо, тогда гарь от солода отойдет и сырость исчезнет. Кому же нужно пивцо для веселья, те пусть сусло спустят, добавят в сусло полведра вина – по потребности судя, и если прокиснет вино в сусле – в пиве уже не заметно этого. А в то время, когда закипит твое пиво, в ту же пору готов был бы хмель, и тот хмель бросить в кадь с кипятком, да окатить его нужно ковшом-другим, и укутать рогожкой крепко-накрепко, тогда потихоньку хмель и пропреет. А как станет доходить пиво – укрой его плотно, чтобы запах не выходил.

...А пиво поспеет, сливать его в бочки, ибо и лучше и вкуснее то пиво, которое сразу сливают и захолаживают в бочках; то же, которое сначала разольют по мерникам, не столь хмельно да не так вкусно...

О жене – по-древнерусски:

«Аще дарует Бог кому жену добру – дражаиши есть камени многоценнаго. Таковыя от добрыя користи не лишитца: делает мужу своему все благо житие... Жены ради добры блажен есть муж, и число днеи его сугубо – жена добра веселит мужа своего, лета его исполнит миром; жена добра – часть блага, в части боящихся Господа да будет, жена бо мужа своего честнее творяще: первие, Божию заповедь сохранив, благословена будет, а, второе, от человека хвалима есть... О добре жене хвала мужу и честь»...

Журнал «Фома» — 24.05.2004.

Метки: , , ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.