Наречение имени
Сентябрь 3rd 2016 -
Выбор имени ребенка порой вводит родителей в затруднение. тут советчиками становятся и бабушки, и дяди, и тети, и близкие друзья.
Предлагаются имена в честь родственников или лучших друзей, народных героев или звезд кино и эстрады, или же просто красивые благозвучные имена. церковь предлагает, прежде всего, заглянуть в святцы, ведь в данном случае имя не просто придаст бытию ребенка личностное измерение, но свяжет его с горним миром — со святым, в честь которого его назвали.
“Мудрость первозданного человека испытана и проявлена была наречением имен всякой душе живой, — поучает святитель Филарет, митрополит Московский. — В наречении имен патриархами не раз проявлялся дар прозорливости и пророчества. Сам Бог, когда благоволил дать Аврааму новое, многознаменательное, потомственное благословение, — как залог, как печать, как таинственное знамение сего благословения, дал ему новое имя: “Не наречется ктому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам: яко отца многих языков положих тя” (Быт. 17: 5).
Святая Церковь учредила прекрасный обычай заимствовать имена от святых, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но при том особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому”.
При выборе имени младенцу родители могут попросить совета у священника, как это было, например, при наречении имени преподобному Феодосию Печерскому. Наши предки давали имена своим детям по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день его крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Были случаи, когда ребенка называли по обету, в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему еще до появления чада, например, об успешном разрешении родов. И сегодня эти принципы имеют свою силу. Если к моменту совершения Таинства Крещения имя уже выбрано (например, в честь кого-то из родственников), то нужно все-таки определить, в честь кого из святых, носивших такое имя (если их несколько), будет совершаться церковное наречение. Бывает, что имя крещаемому нарекается в честь наиболее известного соименного святого, или же по церковному календарю определяется ближайший день памяти святого с этим именем после дня рождения крещаемого. Этот святой и будет небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или Днем Ангела, а на церковном языке — днем тезоименитства.
Такое же правило может применяться и в том случае, если человек крещен (к примеру, в раннем детстве), однако не знает, в честь какого святого совершалось крещение. Желательно этот вопрос согласовать со священником, чтобы получить у него благословение на ношение имени в честь определенного святого.
В день наречения имени младенцу участники этого события: священник, родители, восприемники, принесшие младенца в храм, а также святой, именем которого нарекается младенец, становятся непосредственными свидетелями начала благодатного союза человека с Богом. Основное содержание молитвы восьмого дня, которую произносит священник, сосредоточено на младенце. В ней говорится, что жизнь новорожденного получает ценность в очах Божиих оттого, что он “придет в земной храм и будет участником спасения”. “Господи Боже наш, Тебе молимся, — читает священник в последовании, — и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые называет имя, нарекаемое младенцу), и да знаменается Крест Единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его… да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем”.
Тропарь праздника Сретения Господня, который поется в завершение молитвы о наречении имени младенцу, еще раз напоминает родителям, что младенец по закону приносится в дом Господень. А пример им — Богоматерь, принесшая Богомладенца Христа в храм по “обычаю законному”.
Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове, это еще не значит, что следует менять его при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме.
В таком случае священник обычно переводит его в традиционную, согласно святцам, форму и крестит под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов: Анжела — Ангелина; Жанна — Иоанна; Оксана, Аксинья — Ксения; Юрий, Егор — Георгий; Ян — Иоанн; Денис — Дионисий; Клара, Светлана — Фотина или Фотиния; Марта — Марфа; Корней — Корнилий; Леон — Лев; Томас — Фома.
Кроме того, из истории Церкви известно, что некоторые подвижники благочестия своей жизнью освящали имена, данные им, когда они были еще язычниками. Например, есть святые с такими именами, как Аполлон, Вакх, Меркурий. Сегодня в крещении мы даем имена в честь князя Владимира и княгини Ольги, несмотря на то, что в крещении они были Василием и Еленой. Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекают именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых. Имена являются выражением духа целых эпох. Так в послереволюционные годы детям давали такие имена, как Вилен (в честь В. И. Ленина), Даздраперма (да здравствует первое мая)… Сегодня появилась мода на древние имена — Глеб, Дарья, Савелий, Агафья. Но очевидно, что это не просто дань оригинальности или экзотике. От этих имен веет какой-то силой и в то же время нежностью, основательностью и благородством. Это также свидетельствует о возрождении духовных традиций нашего народа, хранительницей которых всегда была и остается Церковь.
Подготовила Галина Омельчук
С первых страниц Библии мы видим, что дарованный человеку образ Божий проявляется в том, что Господь позволяет Адаму дать имена животным. Адам видит сущность животных и точно именует их. Дать имя, назвать вещь своим именем, это, по сути, проявление образа Божия в человеке.
И далее в Писании мы опять встречаем тему имени. Иаков борется с Богом и просит назвать имя ночного Борца. Господь отвечает: “Что ты спрашиваешь о имени Моем, оно чудно…”. Иудеи запрещают апостолам проповедовать об Иисусе Христе, говоря, чтобы они не учили об имени этом. Но апостолы утверждают, что нет другого имени под небом, которым надлежало бы спастись человекам. Имя в сознании верующих людей занимает центральное место. Это прекрасно понимала Ветхозаветная Церковь, иудейский народ. Это понимает и Церковь Новозаветная. Когда человек призывается к новой жизни, ему дается новое имя. Так, Господь, призывая к апостольскому служению людей и видя их внутренние качества, дает им новые имена.
Симона называют Петром, Савл преобразуется в Павла, Иоанн и Иаков, сыны Заведея, получают имя сыны громовы. Зачастую человек, если принимает Крещение взрослым, может быть назван иным именем. В монашестве человек получает новое имя. Женщина, выходя замуж, берет фамилию мужа.
Имя объединяет. У нас есть общее имя, указывающее на нашу природу, мы — христиане. Наконец, в Апокалипсисе говорится, что Бог даст новое имя человеку: “Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает” (Откр. 2: 17) Очевидно, в этом имени во всей глубине и полноте выразится ипостасность человеческой природы. Сегодня мы можем перепутать, например, дать имя Петр (“камень”) тому, кто больше похож на песок, или Раиса (“легкая”) той, которая тяжела в общении… Существует две крайности в отношении к имени. Одна, когда с именем полностью связывают судьбу человека, имя как бы предопределяет его характер и жизненный путь. Другая, когда к имени относятся легкомысленно, позволяя пренебрежительное отношение к нему, порой кощунственное, когда человеку даются оскорбительные прозвища. Ответ Православной Церкви по этому вопросу может быть следующим. Имя может влиять на человека, однако оно не предопределяет его судьбу и не довлеет над ним. Тут к месту вспомнить пословицу: “Не имя красит чело- века, а человек имя”. Иными словами, человек может оправдать свое имя, нареченное в честь святого, или значение имени, или, наоборот, быть недостойным. Так, именем Андрей называют в честь Христова апостола или потому, что в переводе с греческого это имя означает “мужественный”. В первом случае человек получает небесного покровителя, духовного помощника и заступника, молитвы которого могут влиять на жизнь человека. Во втором — имя носит воспитательный характер, когда родители через имя как бы запечатлевают свое пожелание ребенку. И это имя нужно оправдать. Если же называют в честь Андрея Волконского, то это пошло. Или, когда называют Маргаритой, в честь булгаковской героини. В таком случае, приходя в Церковь, человек в состоянии изменить акценты ассоциаций, которыми руководствовались его родители. Не нужно забывать, что имя дается в контексте мировоззрения человека. Если мировоззрение основано на вере в истинного Бога, то имя становится проводником божественной благодати. Если же мировоззрение атеистично или полно различных суеверий, то тут имя может делать человека причастным миру злых сил.
Но еще раз обращу внимание, что, приходя в Церковь, человек преображается, избавляется от того груза зла, который он имел до этого. И тут символически, как дар, дается ему новое имя и небесный тезоименный покровитель. И этот дар мы должны оправдать своей жизнью.
Протоиерей Андрей Ткачев