Святой апостолъ Ѳома
Октябрь 18th 2012 -
О сомнѣніи въ дѣлѣ вѣры.
I. Св. апостолъ Ѳома, память коего празднуется нынѣ, по прозванію Дидимъ (близнецъ), родомъ галилеянинъ, былъ въ числѣ 12-ти апостоловъ. Когда, по воскресеніи Господа, сказали Ѳомѣ, что I Христосъ воскресъ, Ѳома не повѣрилъ и сказалъ, что не повѣритъ, пока самъ не увидитъ Спасителя и не дотронется до ранъ Его.
Чрезъ 8 дней по воскресеніи, Господь, явившись ученикамъ чрезъ затворенныя двери, сказалъ Ѳомѣ: «посмотри на руки Мои и вложи персты въ Мои раны, и не оставайся въ невѣріи, но вѣрь». Ѳома устыдился своего невѣрія и съ радостью воскликнулъ: «Ты Господь и Богъ мой!». Тогда Спаситель сказалъ ему: «ты повѣрилъ, когда увидѣлъ; но блаженны тѣ, которые, не видя, вѣруютъ».
По сошествіи Святаго Духа Ѳома по жребію пошелъ на проповѣдь въ Парѳію, Мидію и Индію. Онъ началъ скорбѣть о томъ. что на его долю выпали такія далекія и неизвѣстныя страны, но Господь явленіемъ Своимъ утѣшилъ его. Проповѣдь евангелія въ Индіи Ѳома закончилъ мученическою смертію: онъ былъ пронзенъ копьемъ.
II. Сомнѣніе св. ап. Ѳомы, закончившееся глубокою вѣрою, побуждаетъ насъ, братія, побесѣдовать нынѣ о сомнѣніи въ дѣлѣ вѣры, которымъ заражены многіе въ настоящее время и которое нерѣдко оканчивается къ великому несчастію безвѣріемъ, лишающимъ царствія небеснаго.
а) Что такое сомнѣніе въ дѣлѣ вѣры?
Свящ. писаніе уподобляетъ сомнѣвающихся морской волнѣ, вѣтромъ поднимаемой и развѣваемой (Іак. 1, 6). Сомнѣвающійся не имѣетъ почвы и устойчивости.
Сомнѣніе въ вѣрѣ есть слѣдствіе нравственнаго упадка человѣческой души. Для примѣра можно указать на іудейскій народъ временъ Господа I. Христа, то заявлявшій и исповѣдывавшій вѣру свою въ Спасителя, то сейчасъ же отрекавшійся отъ этой вѣры.
б) Душевное состояніе сомнѣвающихся въ вѣрѣ по истинѣ ужасно. Сомнѣніе въ вѣрѣ удовлетворяетъ только среди земного счастія, спокойно находится только въ человѣкѣ, который, полный здоровья и жизни, каждое послѣднее мгновеніе смерти разсматриваетъ какъ очень отдаленное событіе. Но съ того самаго мгновенія, какъ нашей жизни начинаетъ угрожать опасность, когда являются болѣзни – эти предвѣстники смерти, чтобы напомнить намъ, что страшная минута недалека отъ насъ, если мы находимся въ непредвидѣнной опасности и видимъ жизнь нашу висящею на волоскѣ, тогда сомнѣніе перестаетъ удовлетворять насъ, мнимая безопасность, которую оно намъ обѣщало предъ тѣмъ, превращается въ страшную опасность, полную упрековъ, страха и ужаса. Тогда сомнѣніе перестаетъ казаться удобнымъ и начинаетъ представляться ужаснымъ. Въ своемъ нравственномъ разслабленіи человѣкъ ищетъ тогда свѣта и не находитъ, — взываетъ къ вѣрѣ, но вѣра, которою онъ пренебрегалъ всю жизнь, и которую быть можетъ и осмѣивалъ, не отвѣчаетъ ему, потому что онъ не со смиреніемъ сердца, а отъ гордаго духа ума, обращается къ ней. И не тогда только сомнѣніе бываетъ ужаснымъ мученіемъ, когда человѣкъ находится въ опасномъ положеніи, когда его взоръ смущается и устрашается предъ мракомъ неизвѣстнаго будущаго; но и въ обыкновенномъ теченіи жизни, среди вседневныхъ событій, человѣкъ тысячу разъ чувствуетъ, какъ ядъ ехидны (т. е. невѣріе), скрывающійся въ его груди, капля за каплей падаетъ на его сердце. Бываютъ минуты, когда и отъ удовольствій чувствуется утомленіе, когда наскучиваетъ міръ, когда жизнь становится въ тягость, когда не знаютъ, куда дѣвать время, которое кажется имъ такъ медленно двигающимся впередъ; глубокая тоска овладѣваетъ тогда душой, неописанное безпокойство терзаетъ ее.
Это не то, что подавляющія несчастія жизни; это не печаль, которая гнететъ духъ и вызываетъ печальные вздохи; это — убійственное изнеможеніе, недовольство всѣмъ окружающимъ насъ, мучительное оцѣпенѣніе всѣхъ силъ. Для чего я въ мірѣ? — спрашиваетъ себя человѣкъ. Какую пользу принесло мнѣ мое существованіе? Что я теряю, удаляясь съ лица земли, которая для меня опостылѣла, и лишаясь солнца, которое мнѣ болыне не блеститъ? Нынѣшнимъ днемъ я недоволенъ, какъ и вчерашнимъ, и завтра будетъ такъ-же, какъ и сегодня; моя душа иіцетъ наслажденія и не наслаждается, требуетъ счастія и не достигаетъ.
Не чувствовали-ль вы, счастливцы свѣта, этого мученія, этого червя, грызущаго души тѣхъ, которые думаютъ въ умственномъ отношеніи стоять выше другихъ? Не терзаетъ ли вашу грудь отчаяніе? Такъ знайте-же, что одинъ изъ печальныхъ источниковъ этого состоянія есть сомнѣніе; это пустота души, которая ее безпокоитъ и мучитъ, — это страшное отсутствіе всякой вѣры и всякой надежды, это невѣдѣніе о Богѣ, происхожденіи и назначеніи человѣка.
Только въ крѣпкой вѣрѣ въ Бога и духовный міръ человѣкъ найдетъ полное утѣшеніе въ скорбяхъ жизни, получитъ терпѣніе въ болѣзни, спокойствiе въ виду смерти, за которой начнется вѣчно блаженная жизнь для вѣрующихъ и любящихъ Бога и ближнихъ, и разрѣшитъ всѣ тревожные вопросы жизни, которые терзаютъ умъ всякаго мыслящаго существа.
в) Какія средства можно указать противъ сомнѣнія? Искренность сердца и простота души, подлинное желаніе обладать истиною, пламенная молитва къ Богу объ умноженіи вѣры въ нашихъ сердцахъ, бесѣды съ людьми вѣрующими, чтеніе слова Божія, посѣщеніе богослуженія, жизнь по правиламъ христіанской религіи, которая опытно убѣдитъ каждаю въ истинности и божественности христіанства, вниманіе къ путямъ и обстоятельствамъ своей жизни — вотъ средства противъ сомнѣнія. Этими средствами обладалъ св. ап. Ѳома, и потому временное сомнѣніе его сейчасъ же перешло въ полную и непоколебимую вѣру, выразившуюся въ воззваніи: Господь мой и Богъ мой! Въ противномъ случаѣ человѣкъ даже при наглядныхъ доказательствахъ истинности вѣры можетъ сомнѣваться, и сомнѣніе его можетъ перейти, наконецъ, въ невѣріе.
III. Молитвами св. ап Ѳомы, испытавшаго всю опасность сомнѣнія на себѣ, да избавитъ Господь насъ отъ духа сомнѣнія или да обратитъ его въ духъ вѣры и твердаго упованія на Бога, который есть крѣпкій щитъ противъ всѣхъ бѣдствій и превратностей жизни и даже противъ самой смерти. (Свящ. Гр. Дьяченко).
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 386-387.
«Русскiй Порталъ»