Слово въ пятокъ св. Пасхи — на живоносный Источникъ. Архіеп. Димитрій Муретовъ
Апрель 19th 2012 -
Подъ конецъ святыхъ и свѣтоносныхъ дней духовнаго веселія и радованія о воскресшемъ Господѣ, когда источнику радости надлежало бы, повидимому, оскудѣвать и истощаться, се, открывается новый живоносный источникъ благодати отъ лица преблагословенной Матери воскресшаго Господа. Никто не спострадалъ страдавшему за міръ весь Господу столько, сколько спострадала Ему пресвятая Матерь Его, которой самую душу пройде оружіе; но никто и не радовался воскресенію Его такъ, какъ радовалась Она — Матерь живота. Никто въ такой мѣрѣ не причастенъ благодати, исходящей отъ креста и гроба Христова, какъ Она — облагодатствованная паче всѣхъ, и никому не дано изливать въ такомъ обиліи токи благодати на всю Церковь Христову.
Правда, единый и единственный источникъ всякой жизни и силы, всѣхъ даровъ и всякой благодати есть всесвятая, единосущная и животворящая Троица — Отецъ, Сынъ и Святый Духъ: Ею все живетъ и существуетъ, всяческая въ Ней и о Ней состоятся, отъ Нея исходитъ и всякое даяніе благо и всякъ даръ совершенъ. Но токи благодати, исходя отъ престола Божія, изливаются на всѣ творенія Божіи преемственно и постепенно; вседѣйствующій Промыслъ Божій о насъ дѣйствуетъ на насъ не иначе, какъ чрезъ избранныя Имъ Самимъ орудія. Таковъ порядокъ міроправленія Божія какъ въ царствѣ природы, такъ и въ царствѣ благодати. Не Самъ Господь Богъ творитъ непосредственно всякую былинку злаковъ сельныхъ: для сего Онъ даровалъ землѣ Свое вседѣйствующее благословеніе и Свою животворную силу; для сего повелѣваетъ солнцу согрѣвать ее своею теплотою и посылаетъ ей дожди благовременные. И не само солнце сходитъ на землю, чтобъ оживотворить брошенное въ нее сѣмя: для сего оно посылаетъ ей чрезъ лучъ свою живительную теплоту. Такъ и въ благодатномъ царствѣ Своемъ, въ Церкви Своей, вся дѣйствуетъ, всѣмъ управляетъ, все подаетъ Самъ Господь; но Онъ дѣйствуетъ чрезъ избранныя для сего орудія благодати. Для сего Онъ положилъ въ Церкви Своей овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовѣстники, овы же пастыри и учители, къ совершенію святыхъ, въ дѣло служенія, въ созиданіе тѣла Христова (Ефес. 4, 11-12). Для сего посылаетъ ангеловъ Своихъ въ служеніе за хотящихъ наслѣдовати спасеніе. Для сего прославилъ и прославляетъ лики святыхъ, какъ соработниковъ Своихъ въ дѣлѣ спасенія человѣковъ. Но какъ въ мірѣ видимомъ хотя всѣ звѣзды испускаютъ одинъ и тотъ же свѣтъ, но не въ одинаковой степени, почему и звѣзда отъ звѣзды разнствуетъ во славѣ, какъ замѣчаетъ св. Апостолъ; всѣ источники источаютъ одну и ту же воду, но не одинаковой силы и не въ равномъ количествѣ: такъ и въ мірѣ духовномъ всѣ, обновленные благодатію Духа Святаго, всѣ, превознесенные и прославленные Богомъ, святые, бывъ сами исполнены благодати, могутъ подавать ее и другимъ, но не въ равной мѣрѣ и не въ одинаковой степени, ибо есть раздѣленіе дарованій, которыя подаетъ Духъ Божій, раздѣляя властію коемуждо якоже хощетъ. Посему-то Матерь Божія, какъ избраннѣйшая отъ всѣхъ родовъ, высшая всѣхъ святыхъ, честнѣйшая и самыхъ херувимовъ и славнѣйшая безъ сравненія серафимовъ, какъ ближайшая всѣхъ къ Сыну своему и Богу, — есть первая, по Іисусѣ Христѣ, служительница нашего спасенія, первая исполнительница воли Божіей о насъ, хотящей намъ спастися и въ разумъ истины пріити, первая пріемница благодати Божіей, и — Сама облагодатствованная паче всѣхъ — первая подательница благодатныхъ даровъ Божіихъ. Чрезъ Нее нисходятъ на насъ всѣ благословенія и дары Божіи, и чрезъ Нее восходятъ отъ насъ къ Богу всѣ молитвы и прошенія наши. Она, какъ свѣтопріемная свѣща, Сама просвѣщаясь неизреченно отъ Свѣта невечерняго, просвѣщаетъ Собою и всѣхъ вѣрующихъ. Она, какъ живопріемный и живоначальный источникъ, Сама преисполняясь благодатію, неоскудно источаетъ ее и всѣмъ жаждущимъ и просящимъ.
Пріидите же, братіе, почерпемъ съ веселіемъ отъ сего живоноснаго источника спасенія. Что почерпемъ? о чемъ, то-есть, будемъ молиться и чего просить у Матери Божіей? Должно просить всего, что нужно и благопотребно для нашей жизни. Ибо какъ самая жизнь наша, такъ и все, необходимое для жизни, не въ нашей власти, а во власти Господа и Владыки живота нашего, имже мы живемъ и движемся и есмы. Мы радуемся, напримѣръ, чувствуя въ себѣ полноту жизни и силъ, имѣя довольство во всемъ, потребномъ для нашей жизни; но можемъ ли быть увѣрены, что завтра же злая болѣзнь или нежданная бѣда не превратитъ нашей радости въ печаль и слезы? Мы бросаемъ въ землю сѣмена, чтобы имѣть себѣ хлѣбъ насущный; но оросятъ ли ихъ благовременный дождь и роса, или изсушитъ ихъ сухая, жаждущая земля? согрѣетъ ли ихъ лучъ солнечный живительною теплотою, или опалитъ зноемъ? выростутъ ли они на поляхъ нашихъ и принесутъ ли намъ плодъ свой? Все это намъ неизвѣстно, все это не въ нашей власти. Мы созидаемъ себѣ дома, украшаемъ и снабжаемъ ихъ всѣмъ, что нужно для жизни покойной; но надолго ли поживемъ въ нихъ покойно? Возгорится внезапно огонь, и мы останемся безъ крова. Удадутся ли мнѣ задуманныя предпріятія? достигну ли я вожделѣнной мнѣ цѣли? Или же и наилучшіе планы мои разлетятся въ прахъ, и изъ всѣхъ трудовъ и заботъ моихъ выйдетъ одна суета суетствій? Кто можетъ предсказать мнѣ впередъ? Кто увѣритъ меня, что все сбудется такъ, какъ желательно мнѣ? Надолго ли послужатъ мнѣ собранныя многими трудами и заботами сокровища? Доколѣ какой-либо несчастный случай не лишитъ меня всего, или же доколѣ не истяжутъ отъ мене самого душу мою, а собранное мною достанется другимъ. Долго ли будетъ покровительствовать мнѣ сильный человѣкъ, отъ котораго зависитъ судьба моя, или будетъ преслѣдовать меня мой злобный врагъ? Доколѣ продлитъ Господь ихъ собственную жизнь: изыдетъ духъ ихъ, въ той день погибнутъ вся помышленія ихъ, а съ ними погибнутъ и всѣ мои надежды и всѣ мои страхи. Погибнетъ ли безслѣдно несчастный сирота, въ младенчествѣ лишившійся призора и попеченія родительскаго, или, напротивъ, будетъ взысканъ любовію христіанскою, и сдѣлается человѣкомъ именитымъ и славнымъ? — Такъ, все въ мірѣ семъ неизвѣстно для насъ, не зависитъ отъ насъ, и все можетъ быть противъ насъ. Такъ, божественный Промыслъ повсюду и непрестанно внушаетъ намъ, что въ Его вседержавной десницѣ и мы и всѣ дѣла наши, и всякій разумъ и дѣлъ художество; что Господь, единъ Господь богатитъ и убожитъ, смиряетъ и выситъ, возставляетъ отъ земли убога и отъ гноища воздвизаетъ нища. Посему-то и нужно намъ, братіе мои, всегда и во всѣхъ нашихъ нуждахъ и потребностяхъ притекать съ молитвою къ ходатаицѣ и заступницѣ нашей предъ Богомъ — Матери Божіей, всего просить у Ея матерняго милосердія и благости. Будемъ просить у Нея и благъ земныхъ — тѣлеснаго здоровья, довольства во всемъ необходимомъ для жизни, избавленія отъ бѣдъ и скорбей, отъ нуждъ и обстояній, успѣха въ честныхъ и полезныхъ дѣлахъ и предпріятіяхъ, благопоспѣшества въ трудахъ и занятіяхъ нашихъ. Но прежде и паче всего будемъ просить у Нея благъ духовныхъ и вѣчныхъ — прощенія грѣховъ нашихъ, благословенія и помощи въ дѣлахъ благихъ и богоугодныхъ, благодатныхъ даровъ Духа Божія — духа молитвы и благоговѣнія, духа чистоты и святыни, духа премудрости и разума духовнаго, духа совѣта и крѣпости въ добродѣтели, духа бдагочестія и страха Божія. Тогда все, потребное для жизни временной, само собою приложитея намъ. Ищите прежде царствія Божія и правды его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33), — это сказалъ Тотъ, въ руцѣ коего не только міръ весь со всѣми его сокровищами и благами, но и самая жизнь и дыханіе наше.
Когда же и въ какихъ случаяхъ нужно притекать къ живоносному источнику благодати — Матери Божіей? Всегда и во всѣхъ случаяхъ жизни — печальныхъ и радостныхъ, утѣшительныхъ и скорбныхъ. Малыя дѣти во всемъ и непрестанно обращаются къ своей матери: ей повѣдаютъ свои печали и огорченія, ей передаютъ свои мысли и чувства, ей повѣряютъ свои желанія и намѣренія, чаянія и надежды, съ нею раздѣляютъ свои радости и восторги; ибо нигдѣ и ни въ комъ не находятъ и не найдутъ они такого живаго и теплаго, такого родственнаго и безкорыстнаго участія къ себѣ, какъ у матери. Такъ и христіанинъ нигдѣ и ни въ комъ не найдетъ себѣ такого живаго и родственнаго, такого благожелательнаго и милосердаго участія къ своимъ нуждамъ, какъ у небесной Матери своей, Владычицы нашей Богородицы. Она сродна всѣмъ намъ по естеству и вѣдаетъ всю немощь и всѣ нужды естества нашего по собственному опыту. Никто не испыталъ въ земной жизни своей столько скорбей и болѣзней, сколько испытала ихъ Та, которой самую душу проиде оружіе, и никому не дано въ такомъ обиліи благодати вспомоществовать земнымъ странникамъ и пришельцамъ въ ихъ нуждахъ и обстояніяхъ, какъ Ей — Матери Всемогущаго. Никто не возвышался до такой высоты горячайшей любви къ Богу, какъ Матерь Самой ѵпостасной Любви Божественной, и никто изъ святыхъ не являетъ такой всесовершенной любви къ земнымъ собратіямъ своимъ, какъ Она — небесная Матерь наша по благодати усыновленія. Будьте къ Ней такъ же близки сердцемъ своимъ, довѣрчивы, откровенны, какъ дѣти къ своей матери, — и будьте увѣрены, что никакая благая мысль ваша, никакое доброе чувство, никакое благое желаніе и прошеніе не будутъ отвергнуты Ею, а будутъ приняты съ матернею любовію и сочувствіемъ, и будутъ исполнены съ матернимъ снисхожденіемъ и состраданіемъ. Но вѣдайте и то, что и недобрыя мысли и нечистыя чувства и желанія ваши не утаятся предъ взоромъ Ея и не избѣгнутъ праведнаго гнѣва Ея. Блюдите же, всяцѣмъ храненіемъ блюдите сердце свое, чтобы оно было всегда право предъ взоромъ пречистой и пренепорочной Дѣвы.
Какъ почерпать отъ источника благодати — Матери Божіей? Какъ, то-есть, молиться и просить Ее? Должно молиться и просить Матерь Божію съ вѣрою истинною, твердою, непоколебимою, съ искреннимъ желаніемъ употреблять все, подаваемое Ею, по волѣ Божіей, во благо и спасеніе души своей, съ искреннимъ желаніемъ быть истинными чадами Ея, подражать ей въ благоугожденіи Сыну Ея и Богу. По обѣтованію Самого Господа, только та молитва бываетъ дѣйственна, которая соединена съ истинною живою вѣрою въ Господа Іисуса Христа: вся, елика воспросите отъ Отца вѣрующе, во имя Мое, пріимете. Вѣра, соединяя насъ въ единъ духъ съ Господомъ, привлекаетъ къ намъ любовь и благоволеніе и пречистой Его Матери; напротивъ, невѣріе, маловѣріе и суевѣріе, отчуждая насъ отъ жизни Божіей, тѣмъ самымъ лишаетъ насъ участія въ благодатныхъ дарахъ, изливающихся на Церковь Христову чрезъ облагодатствованную паче всѣхъ Матерь Божію. Да проситъ же съ вѣрою, — такъ учитъ молиться св. Апостолъ: ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобися волненію морскому, вѣтру возметаему и развѣваему: да не мнитъ человѣкь онъ, яко пріиметъ что отъ Бога (Іак. 1, 6-7). Еще болѣе нечистыми и недостойными слуха Матери Божіей бываютъ молитвы наши тогда, когда употребляемъ во зло дары Божіи: прóсите, и не пріемлете, говоритъ Апостолъ, зане злѣ прóсите, да въ сластехъ вашихъ иждивете (Іак. 4, 3). И земные родители не даютъ своего имущества такимъ дѣтямъ, которыя употребляютъ его во зло себѣ и другимъ; тѣмъ паче Отецъ небесный не подастъ даровъ Своихъ всуе, и пречистая Матерь Господа, по самой любви своей, не можетъ ходатайствовать о томъ, что мы сами обращаемъ во вредъ себѣ. Не часто ли бываетъ, что люди заставляютъ служить орудіемъ грѣху и беззаконію тѣ самыя блага, которыя подаетъ намъ любовь небесная для преуспѣянія нашего въ добродѣтели и благочестіи, да во всемъ всяко довольство имуще, избыточествуемъ во всякое дѣло благое. Одни обращаютъ ихъ въ предметъ тщеславія и надменности, другіе — въ поводъ къ невоздержанію и распутству. Тѣ злоупотребляютъ дарованными имъ сокровищами до истощенія собственныхъ силъ и здоровья, иные все обращаютъ въ золото и творятъ его кумиромъ своимъ. У кого наиболѣе благъ земныхъ, тотъ необузданнѣе предается роскошной, сластолюбивой, грѣшной жизни, тотъ не полагаетъ ни предѣла ни мѣры страстямъ своимъ. До того простираемъ мы неблагодарность свою предъ Богомъ, что обращаемъ противъ Него Его же благодѣянія и дары. Дивно ли, что Отецъ небесный, оскорбляемый такою неблагодарностію, иногда лишаетъ насъ благодѣяній Своихъ, отъемлетъ отъ насъ благословеніе Свое, посылаетъ намъ скудость и гладъ? Дивно ли, что и преблагая Матерь Господа отвращаетъ отъ насъ лице свое, не пріемлетъ моленій нашихъ, не хощетъ подавать намъ того, что мы сами такъ безразсудно обращаемъ въ погибель себѣ?
Такъ, братіе мои, пресвятая Матерь Господа любитъ и пріемлетъ, предваряетъ на помощь и избавляетъ отъ всякихъ бѣдъ и золъ только благонравныя и богобоящіяся рабы своя. Ей угоденъ и пріятенъ только тотъ, кто, возлюбивъ Сына Ея и Господа любовію крѣпкою и николи-же отпадающею, повинуется святому слову Его, исполняетъ животворныя и спасительныя заповѣди Его. Въ самомъ дѣлѣ, можетъ ли ожидать себѣ знаковъ любви и благоволенія отца и матери своей недостойный сынъ, забывающій о своихъ родителяхъ, пренебрегающій любовью ихъ, не покоряющійся власти ихъ, не исполняющій воли ихъ, расточающій собранное трудами ихъ имущество? Такъ и грѣшникъ, забывающій о небесномъ Отцѣ своемъ, презирающій Его величіе и святость, безстрашно преступающій пресвятую волю Его, не исполняющій святыхъ и животворныхъ заповѣдей Его, можетъ ли быть угоденъ предъ лицемъ небесной Матери своей? достоинъ ли обращаться къ Ней съ молитвою, надѣяться на Ея ходатайство предъ Богомъ, ожидать отъ Нея даровъ любви и благоволенія? Не скажетъ ли Она на всѣ его молитвы, если бы онъ и дерзнулъ молиться Ей: не вѣмъ тя, отыди отъ Мене, дѣлатель неправды?
Будемъ же, братіе мои, какъ добрыя, кроткія и послушныя чада, притекать къ Матери Господа нашего со страхомъ Божіимъ и благоговѣніемъ. Будемъ и просить Ее съ вѣрою и упованіемъ, и принимать ниспосылаемые намъ благодѣянія и дары съ благодареніемъ, и употреблять ихъ во славу Божію и на дѣла христіанскаго милосердія и человѣколюбія, да услышимъ отъ устъ Владыки и Господа нашего: добрѣ, рабе благій и вѣрный, о малѣ Ми былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю: вниди ва радость Господа твоего (Матѳ. 25, 23). Аминь.
Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 177-184.
Источникъ: «Русскiй Порталъ»