Слово въ понедѣльникъ св. Пятидесятницы. Архіеп. Димитрій Муретовъ
Июнь 3rd 2012 -
Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор 3, 16)?
Такую рѣчь обращаетъ св. Апостолъ Павелъ къ вѣрующимъ, сподобившимся принять Духа Святаго въ сердцѣ своемъ. Въ этихъ словахъ апостольскихъ заключается, братіе, высшее побужденіе къ тому, чтобы мы были внимательны къ самимъ себѣ и осторожны въ своей жизни, въ своихъ дѣйствіяхъ и поступкахъ, хранили себя въ чистотѣ и святости. Для сего Апостолъ Христовъ указываетъ на то высочайшее достоинство существа нашего, что оно предназначено быть жилищемъ Самого Божества, и на то особенное преимущество христіанъ, что въ нихъ, какъ въ истинныхъ храмахъ Своихъ, обитаетъ всесвятый Духъ Божій. Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ?
Когда же и какъ мы сдѣлались храмами Божіими? Это было тогда, когда мы очистились отъ грѣха и обновились банею пакибытія и обновленія духовнаго въ таинствѣ св. крещенія, когда пріяли печать дара Духа Божія въ таинствѣ св. мѵропомазанія. Тогда и душа и тѣло наше содѣлались воистину храмомъ Божіимъ — святымъ и непорочнымъ. Тогда Самъ Господь Богъ вселился въ насъ и усыновилъ насъ Себѣ во Христѣ Іисусѣ, какъ обѣщалъ Онъ чрезъ Пророка: вселюся въ нихъ и похожду, и буду имъ во Отца, и тіи будутъ Мнѣ въ сыны и дщери. Ибо можемъ быть невѣрными обѣтамъ своимъ мы, но не можетъ не быть вѣренъ Своимъ божественнымъ обѣтованіямъ Господь Богъ нашъ: нераскаянна бо дарованія Божія; елика бо обѣтованія Его, въ Томъ ей, и въ Томъ аминь.
Это, братіе мои, высочайшая почесть, какой можетъ удостоиться бренное, а тѣмъ паче падшее и погибшее существо, и какой удостоилъ насъ Отецъ небесный ради возлюбленнаго Своего Сына. И самые херувимы и серафимы не имѣютъ высшаго достоинства и чести, какъ быть престоломъ Господа Вседержителя. И самыхъ великихъ подвижниковъ христіанства св. Церковь отличаетъ названіемъ Духоносныхъ и Богоносныхъ мужей, какъ самымъ высшимъ титуломъ въ царствѣ Божіемъ. Въ этомъ же состоитъ и высочайшее счастіе наше. Ибо, вселяясь и обитая въ насъ, чрезъ сіе самое Господь творитъ насъ Своими чадами возлюбленными, украшаетъ и обогащаетъ насъ многоразличными дарами благодати Своей, благословляетъ насъ всяцѣмъ благословеніемъ въ небесныхъ о Христѣ, всегда готовъ услышать всякое моленіе наше, даровать намъ, какъ чадамъ Своимъ, всякое благопотребное прошеніе, явить намъ Свою божественную помощь во всякое время. Это и есть несомнѣнный залогъ вѣчноблаженной жизни нашей въ Богѣ, что въ насъ вселяется и обитаетъ Онъ Самъ — Источникъ жизни и безсмертія, вѣчной радости и блаженства. Но это же самое побуждаетъ и насъ, братіе, хранить тщательно храмъ души нашей въ чистотѣ и святости, стоять бодренно на стражѣ сердца своего, чтобъ не подкрались тати духовные, не подкопали храмину души нашей, не похитили у насъ небеснаго сокровища благодати Божіей и не внесли въ нее своей нечистоты и скверны. Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ?
Посему намъ должно внимательно наблюдать, цѣлъ ли въ душѣ нашей этотъ нерукотворенный храмъ Божій? Благоукрашенъ ли онъ такъ, чтобы могъ вселиться и обитать въ немъ Самъ Господь Богъ со всею Своею святостію и правдою? Или же онъ весь пустъ и пался есть? Или же вмѣсто храма Бога живаго онъ содѣлался нечистымъ капищемъ страстей и пороковъ? Не поставился ли въ немъ идолъ своекорыстія, сребролюбія и лихоиманія, которое Апостолъ Христовъ именуетъ прямо идолослуженіемъ? Не водворился ли въ немъ кумиръ гордости житейской, которая, по слову Писанія, есть мерзость предъ Богомъ? Не воцарился ли въ немъ духъ зависти, вражды и недоброжелательства къ ближнимъ, которыя ученикъ Любви Божественной именуетъ человѣкоубійствомъ, а одержимыхъ ими людей — пребывающими въ смерти? Не возобладалъ ли сердцемъ нашимъ безстудный истуканъ плотской похоти и нечистоты, которая, какъ смрадный дымъ, далече отгоняетъ отъ насъ все чистое, святое, небесное и привлекаетъ къ намъ духа злобы со всею его нечистотою и скверною? Сюда ли пріити Господу? Въ такой-ли запустѣвшей храминѣ вселиться и обитать Ему? Кое бо общеніе свѣту ко тмѣ, или кое согласіе Христови съ веліаромъ? Кое же сложеніе церкви Божіей со идолы (2 Кор. 6, 14-16)?
Что же дѣлать намъ въ такомъ случаѣ? То же, что дѣлаютъ съ разрушившимся и оскверненнымъ храмомъ. Его возсозидаютъ, украшаютъ и освящаютъ вновь.
Обновимъ храмъ души своей искреннимъ покаяніемъ, омоемъ и очистимъ всѣ нечистоты и скверны грѣховныя слезами умиленія и сокрушенія сердечнаго. Премилосердый Господь нашъ не хощетъ смерти и самаго грѣшника; вѣдая немощь естества нашего, Онъ даровалъ намъ божественное врачество покаянія, которымъ исцѣляются всѣ недуги душевные, очищаются всѣ скверны и нечистоты грѣховныя; учредилъ въ Церкви Своей священное судилище не для осужденія, а для оправданія грѣшниковъ, не для обличенія и наказанія, а для исцѣленія и заглажденія грѣховныхъ язвъ и струповъ. Пріидите, и истяжимся, глаголетъ Господь: и аще будутъ грѣси ваши яко багряное, яко снѣгъ убѣлю, и аще будутъ яко червленое, яко волну убѣлю (Ис. 1, 18).
Украсимъ храмъ души своей, подобно какъ украшаются храмы вещественные, образами Самого Господа и святыхъ Его, т. е. богомысленнымъ размышленіемъ, представленіемъ, воображеніемъ дѣяній Самого Господа Іисуса Христа, Его смиренія и уничиженія, Его спасительныхъ страданій и смерти, — воспоминаніемъ вѣры и добродѣтелей, терпѣнія и подвиговъ св. пророковъ и апостоловъ, мучениковъ и исповѣдниковъ, преподобныхъ отцевъ и святителей. Паче же всего будемъ убѣгать тѣхъ душетлѣнныхъ зрѣлищъ, тѣхъ безумныхъ бесѣдъ и забавъ, которыя могутъ растлить и воображеніе и сердце наше нечистыми образами страстей человѣческихъ, которыми оскорбляется цѣломудренное око и ухо христіанина. Лучше, по слову Пророка, приметатися въ дому Божіемъ, нежели жити въ селеніихъ грѣшничихъ. Надобно чаще всего посѣщать св. храмъ Божій, зрѣти здѣсь красоту Господню, услаждаться размышленіемъ о Богѣ Спасителѣ, объ обѣтованной Имъ славѣ и блаженствѣ въ обителяхъ Отца небеснаго. Облагоухаемъ храмъ души нашей благоуханіемъ Слова Божія и молитвы. Домъ Божій есть домъ молитвы, какъ говоритъ Самъ Господь. Въ немъ слышится только Слово Божіе; въ немъ воспѣвается только пѣснь хвалы и благодаренія Господу; въ немъ возносятся предъ престоломъ Божіимъ молитвы и моленія, прошенія и благодаренія. Надобно, чтобъ и во глубинѣ души нашей слышалось постоянно живое и дѣйственное Слово Божіе, которое одно есть полезно ко ученію, ко обличенію, ко исправленію, къ наказанію еже въ правдѣ; то утѣшительное Слово, которое утѣшаетъ грѣшника безконечнымъ милосердіемъ Божіимъ, укрѣпляетъ подвижника благочестія уготованнымъ ему вѣнцомъ славы, ободряетъ унылаго помощію отъ Господа, осіяваетъ душу страждущаго свѣтлымъ лучемъ упованія вѣчныхъ благъ во царствіи Божіемъ; то животворящее Слово, которое исцѣляетъ сокрушенныхъ сердцемъ, разрѣшаетъ окованныхъ узами грѣховными, воскрешаетъ мертвыхъ духомъ. Надобно, чтобы сердце наше содѣлалось жертвенникомъ, на которомъ выну приносились бы жертвы славословія, хвалы и благодаренія Господу; чтобы молитва содѣлалась дыханіемъ души нашей; чтобы мысли и чувства наши возносились, какъ ѳиміамъ, отъ земли къ небу, отъ временнаго къ вѣчному, отъ тлѣннаго къ безсмертному; чтобы душа наша стремилась къ Богу крѣпкому, живому, какъ жаждущая лань къ источникамъ воды; чтобы все существо наше упокоевалось въ любвеобильномъ лонѣ Отца небеснаго.
Освятимъ, наконецъ, храмъ души своей благоговѣйнымъ причащеніемъ таинственной вечери Христовой, вкушеніемъ божественнаго тѣла и крови Его: ядый Мою плоть, и піяй Мою кровь, говоритъ намъ Самъ Единородный Сынъ Божій, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ. Это верхъ высоты и совершенства, и вмѣстѣ счастія и блаженства, до которыхъ можетъ возвыситься душа человѣческая! Вотъ, какимъ образомъ души вѣрующія, приближаясь ко Христу, камени живу, зиждутся и сами въ храмъ духовенъ, святительство свято, возносити жертвы духовныя, благопріятныя Богу!
Какъ охранить намъ храмъ души своей, чтобъ не входило въ него ничто нечистое и не приводило его въ состояніе паденія и разрушенія? Для сего надобно, братіе мои, оградить его крѣпкою, надежною стражею.
Поставь на стражѣ души своей здравое разсужденіе и строгое вниманіе къ самому себѣ. Пріучи мысль свою взирать на землю и все земное очами вѣры, видѣть здѣсь то, что есть на самомъ дѣлѣ, одну суету и крушеніе души, одинъ призракъ, который рано или поздно исчезнетъ изъ глазъ нашихъ. Возлюби всѣмъ сердцемъ небо и жизнь вѣчную; поставь ихъ, какъ и должно, первою и главною цѣлію всей жизни своей, средоточіемъ всѣхъ надеждъ и желаній. Тогда все мнимо важное и великое на землѣ явится ничтожнымъ, все мнимо пріятное потеряетъ свою прелесть, все драгоцѣнное явится не имѣющимъ никакой цѣны и достоинства. Все, что теперь обольщаетъ, плѣняетъ и увлекаетъ сердце человѣческое на путь грѣха и заблужденія, окажется столь низкимъ и ничтожнымъ, что возбудитъ отвращеніе и презрѣніе.
Поставь на стражѣ души своей страхъ Божій. Пріучи свою мысль, свое воображеніе, свою память, свое желаніе, словомъ, всѣ силы души своей быть всегда въ святомъ вездѣприсутствіи Божіемъ. Чтобы ты ни дѣлалъ, дѣлай предъ лицемъ Божіимъ; о чемъ бы ты ни думалъ, думай предъ Господомъ; чего бы ни желалъ, желай предъ Богомъ. Не допускай и въ мысли своей того, чтобы какое-либо уваженіе души и тѣла твоего, какая-либо мысль или желаніе твое могли укрыться отъ всевѣдѣнія божественнаго. Тогда весь умъ и сердце твое преисполнятся страхомъ и благоговѣніемъ предъ Богомъ, все желаніе твое утвердится въ волѣ Божіей. Предзрѣхъ Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.
Поставь на стражѣ души своей память смертную, — и во вѣки не согрѣшиши. У присужденнаго къ смерти не можетъ быть другой мысли, какъ мысль о вѣчности, другаго желанія, кромѣ желанія живота вѣчнаго, другаго страха, кромѣ страха суда Божія и вѣчныхъ мученій, другой надежды, кромѣ надежды помилованія на судѣ Божіемъ. Ничто земное не плѣняетъ его, никакая сладость грѣховная не прельститъ его, никакія сокровища не привлекутъ къ себѣ его сердца, никакія удовольствія не могутъ усладить чувствъ его. А что же всѣ мы, братіе мои, какъ не осужденные на смерть отъ самаго рожденія нашего? И что ожидаетъ насъ по смерти, какъ не страшный судъ Божій? О чемъ же и думать намъ болѣе, какъ не о смерти и судѣ Божіемъ? Не подумайте, братіе, чтобы эта непрестанная мысль о смерти ослабила вашу ревность къ полезнымъ занятіямъ, или сдѣлала жизнь вашу слишкомъ печальною. Память смертная страшна только для празднолюбцевъ и грѣшниковъ; а для истиннаго труженника она есть возбужденіе къ труду и облегченіе труда, для праведника она преисполнена отрады и утѣшенія. Ничто такъ не утѣшаетъ истиннаго подвижника благочестія, среди трудовъ и скорбей жизни, какъ приближеніе того вожделѣннаго часа, когда онъ можетъ разрѣшитися и со Христомъ быти; когда, возлегая на смертный одръ, онъ можетъ сказать съ Апостоломъ: подвигомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ: нынѣ соблюдается мнѣ вѣнецъ правды, егоже воздастъ мнѣ Господь въ день онъ, праведный Судія (2 Тим. 4, 7-8).
Но никакой стражъ такъ бдительно не охранитъ храма души нашей отъ всего нечистаго и враждебнаго Богу, какъ истинная, совершенная любовь къ Господу. Кто искренно любитъ Господа, тотъ не только не сдѣлаетъ, но и не помыслитъ ничего, что противно волѣ Божіей, чѣмъ оскорбляется Его святость, отъ чего отвращается любовь Его, чѣмъ возбуждается праведный гнѣвъ Его. Тотъ, напротивъ, старается дѣлать все благоугодное предъ Богомъ, находитъ отраду и утѣшеніе въ исполненіи заповѣдей Господнихъ. Для того пища и питіе есть святое слово Господне, у того жизнь и дыханіе есть непрестанная молитва къ Господу. Сія-то совершенная любовь къ Господу есть та жизненная сила души вѣрующей, которая влечетъ ее ко всему доброму, святому, небесному, сочетаваетъ ее въ единъ духъ съ Господомъ, вселяетъ въ нее Самого Господа Іисуса Христа. Имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя, говоритъ Самъ Господь: а любяй Мя, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и къ нему пріидемъ и обитель у него сотворимъ. Въ той день уразумѣете вы, яко Азъ во Отцѣ, и вы во Мнѣ, и Азъ въ васъ (Іоан. 14, 21. 23. 20). Аминь.
Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 242-248.
Источникъ: «Русскiй Порталъ