Слово въ недѣлю шестую по Пятьдесятницѣ. Ювеналий Митр. Арсеній Москвинъ
Июль 14th 2012 -
Требованіемъ святыхъ пріобщайтеся (Рим. 12, 13).Употребленіе богатства не меньшаго, если не большаго, требуетъ труда, бдительности и благоразумія, какъ и пріобрѣтеніе богатства.
Многіе легко умѣли пріобрѣтать сокровища, но не умѣли достойно расточать ихъ. Евангельскій богачъ, видя житницы свои, наполненныя хлѣбомъ, и домъ свой, изобилующій всякаго рода благами, не зналъ, чтó съ ними дѣлать, и не придумалъ лучшаго для нихъ употребленія, какъ ѣсть, пить и веселиться: но за то невозвратно и на вѣки погубилъ себя. И сколько въ мірѣ богачей подобныхъ ему, и столь же недостойно расточающихъ свое имѣніе!
Читать по теме: Слово въ недѣлю шестую-надесять. Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій
В Неделю шестую по Пятидесятнице. Протоиерей Родион Путятин
Есть еще другой родъ богачей, которые, дабы избавить себя отъ труда въ выборѣ предметовъ для употребленія своихъ стяжаній и имѣть возможность непрестанно наслаждаться присутствіемъ ихъ, замыкаютъ ихъ въ темныхъ кладовыхъ своихъ и, содержа подъ крѣпкою стражею, все удовольствіе свое поставляютъ въ томъ только, что исправно ведутъ свои счеты и не теряютъ случаевъ къ умноженію длиннаго ряда цифръ, и не отваживаются уменьшать онаго ни для себя, ни для другихъ. Но сихъ гнусныхъ собирателей богатства самъ міръ богатолюбивый гнушается, называя ихъ именами постыдными.
Собственно же говоря, тѣ и другіе страждутъ однимъ недугомъ, въ которомъ они сами себѣ помочь никакъ не могутъ, и который между тѣмъ столь опасенъ, что неминуемая смерть души угрожаетъ всякому, кто только имѣлъ несчастіе подвергнуться этому недугу, если только вскорѣ не будетъ принято средствъ къ излѣченію его. Недугъ сей состоитъ въ недостаткѣ благоразумія при выборѣ достойнаго предмета для иждивенія сокровищъ своихъ.
Апостолъ, какъ опытный врачъ душъ, дабы уврачевать сей опасный недугъ и предотвратить вѣрную погибель души изобилующихъ богатствомъ, въ чтенномъ нынѣ отдѣленіи указываетъ дѣйствительнѣйшее противъ онаго врачевство въ требованіяхъ святыхъ. Требованіемъ святыхъ пріобщайтеся, говоритъ онъ богатымъ.
Въ самомъ дѣлѣ нельзя придумать наилучшаго средства къ исцѣленію богатыхъ отъ недуга скупости и расточительности, равно гибельныхъ для спасенія души ихъ, какъ доброхотное удовлетвореніе требованіямъ святыхъ. Требованія святыхъ, будучи святы по предмету своему, по своей цѣли и побужденію, сообщаютъ святость свою и тѣмъ, которые пріобщаются онымъ. Земныя сокровища, будучи тлѣнны, по естеству своему, переходя въ руки святыхъ, чрезъ употребленіе оныхъ на дѣла богоугодныя, дѣлаются нетлѣнными, и, иждиваясь на землѣ, въ тоже время невидимою рукою переносятся на небо и влагаются въ вѣчную сокровищницу Отца небеснаго, изъ которой нѣкогда возврашены будутъ дающимъ — съ лихвою.
Сію, безъ сомнѣнія, мысль имѣлъ Іисусъ Христосъ, когда говорилъ: не скрывайте себѣ сокровищъ на земли, идѣже червь и тля тлитъ, и идѣже татіе подкопываютъ и крадутъ; скрывайте же себѣ сокровище на небеси, идѣже ни червь, ни тля тлитъ, и идѣже татіе не подкопываютъ, ни крадутъ (Матѳ. 6, 19-21).
Христолюбивый создатель храма сего вѣрно внялъ сему слову Христову и завѣщанію Апостола, когда щедрою рукою вдалъ сребро свое Дѣлателю благому, и сіе благолѣпное жилище Вышняго есть земный плодъ его богоугодной щедрости, а небесный — онъ зритъ на небѣ въ обители радостей вѣчныхъ. Тамъ онъ услышитъ отъ Отца щедротъ и всякія утѣхи: рабе благій и вѣрный; о малѣ былъ еси вѣренъ, и надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21). Тако собираяй въ Бога, а не въ себя богатѣя (Лук. 12, 21)!
Есть люди, которые думаютъ, что пожертвованія на устроеніе и украшеніе храмовъ Божіихъ можно съ большею пользою для души замѣнить пожертвованіями на бѣдныхъ, и часто, успѣвъ столь счастливо освободить себя отъ исполненія первой обязанности, находятъ столь же легкія средства увольнять себя отъ исполненія и послѣдней. — Мнѣніе сіе основывается на слѣдующемъ глубокомысленномъ соображеніи. «Лучше», говорятъ такимъ образомъ мыслящіе, «строить и украшать живые храмы Бога живаго, нежели бездушные — вещественные». Итакъ очевидно, что въ семъ мнѣніи пожертвованія въ пользу церкви Божіей сравниваются и противуполагаются пожертвованіямъ въ пользу бѣдныхъ, и послѣднимъ не только дается прямое преимущество предъ первыми, но вмѣстѣ съ симъ и вовсе уничтожается достоинство первыхъ. Но, поелику первыми выражается любовь наша къ Богу, а послѣдними — любовь къ ближнему; и поелику двѣ заповѣди о сей сугубой любви, составляя сущность закона, безъ всецѣлаго исполненія коего нѣтъ спасенія, по рѣшенію небеснаго Учителя, вопреки суесловнымъ умозаключеніямъ книжниковъ и фарисеевъ, не имѣютъ одна предъ другою преимущества, но совершенно подобны и равны между собою; то ни сего сравненія, ни сего противоположенія быть не должно, а тѣмъ болѣе не должно быть преступной замѣны одной обязанности другою, или что тоже, — нарушенія одной чрезъ исполненіе другой. Законъ нераздѣленъ какъ самъ въ себѣ, такъ и въ своихъ заповѣдяхъ, такъ что, по словамъ апостола Іакова, иже весь законъ соблюдетъ, согрѣшитъ же во единомъ, бысть всѣмъ повиненъ (Іак. 2, 10).
Но, допустивъ сію замѣну, сіе сравненіе и противоположеніе обязанностей закона, мы естественно должны будемъ допустить раздѣленіе закона нераздѣльнаго, и непримѣтно очутимся подлѣ противниковъ Христовыхъ, съ лукавствомъ вопрошавшихъ Его: Учителю, кая заповѣдь больши есть въ законѣ (Лук. 22, 36)? — только гораздо въ невыгоднѣйшемъ въ сравненіи съ ними положеніи: ибо они заповѣдь о любви къ Богу предпочитали заповѣди о любви къ ближнему, что по крайней мѣрѣ довольно еще естественно, а мы напротивъ заповѣдь о любви къ ближнимъ поставимъ выше заповѣди о любви къ Богу, что ни съ чѣмъ несообразно. Или, даже станемъ наряду съ Іудою предателемъ, который, увидѣвъ нѣкогда драгоцѣнное мѵро, возливаемое на главу Іисусову, сильно опечалился и изъ глубины души, зараженной и растерзанной мздоимствомъ, громко возопилъ: чесо ради гибель сія бысть? Можаше бо мѵро сіе продано быти на трехъ стѣхъ пѣнязь, и дано нищимъ. И однакожь евангелистъ замѣчаетъ, что Іуда говорилъ это, не яко о нищихъ печашеся, но яко тать бѣ, и ковчежецъ имѣяше, и вметаемая ношаше. А небесный Учитель сказалъ при семъ: что труждаете жену? дѣло бо добро содѣла о Мнѣ: нищія бо всегда имате съ собою, Мене же не всегда имате (Матѳ. 26, 9-11; Іоан. 12, 9). Приговоръ, далеко несогласный съ судомъ нашихъ умствователей!
Итакъ мнимые благотворители человѣчества, отъемлющіе дары свои у храмовъ Божіихъ, съ предположеніемъ обратить оные въ пользу бѣдныхъ, отъемлютъ сіи дары у Бога и передаютъ человѣкамъ, если только дѣйствительно передаютъ и подъ симъ предлогомъ не удерживаютъ у себя. Думая точнѣе исполнить законъ, нарушаютъ оный въ обѣихъ скрижаляхъ: ибо ни любовь къ Богу безъ любви къ ближнему, ни любовь къ ближнему безъ любви къ Богу быть не можетъ. Желая болѣе сблизиться со Христомъ, дѣлаются Его противниками: ибо то, что Онъ соединилъ въ законѣ, они раздѣляютъ, и искажаютъ Его ученіе своимъ превратнымъ толкованіемъ.
Они дѣлаютъ тоже, что дѣлали нѣкогда книжники и фарисеи, только въ превратномъ видѣ. Фарисеи и книжники, желая, по жестокосердію своему, избавиться отъ исполненія своихъ обязанностей въ отношеніи къ ближнимъ, прибѣгали къ различнымъ уловкамъ, обличаемымъ Іисусомъ Христомъ. Напримѣръ, избѣгая издержекъ на содержаніе родителей, они отдѣляли часть оныхъ въ жертву Богу, а родителей оставляли безъ куска хлѣба, и, не смотря на то, думали, что тѣмъ исполнили законъ о любви къ родителямъ. Равнымъ образомъ и наши новые книжники и фарисеи, безъ угрызенія совѣсти, оставляя храмы, посвященные имени Божію, въ бѣдности и нищетѣ, въ упадкѣ и запустѣніи, почитаютъ себя исполнившими законъ, если малую часть своихъ стяжаній раздѣлятъ на бѣдныхъ.
Сверхъ того сіе мнѣніе, горькій плодъ вѣка вольномысленнаго, будучи ложно въ своемъ основаніи, ведетъ къ столь же ложнымъ заключеніямъ, подрывающимъ всю христіанскую нравственность. Изъ него слѣдуетъ, что одна добродѣтель можетъ быть выше другой и безъ потери для нравственности можетъ замѣнять другую, — между тѣмъ добродѣтель, будучи выраженіемъ единаго духа, всецѣло преданнаго Богу, есть въ собственномъ смыслѣ только одна и не имѣетъ никакихъ ни раздѣленій, ни подраздѣленій, но высказывается во внѣшности въ различныхъ дѣйствіяхъ, выражающихъ одну мысль и одно побужденіе къ одной цѣли — къ благоугожденію предъ Господомъ, что на древнемъ языкѣ Писанія называлось хожденіемъ предъ Богомъ.
Если сіи различныя дѣйствія и называются добродѣтелями, то не потому, чтобы каждое изъ нихъ, въ отдѣльности взятое, была добродѣтель, но потому, что всѣ онѣ входятъ въ составъ добродѣтели, какъ радіусы круга въ составъ круга, имѣя общее основаніе въ центрѣ круга. Какъ въ кругѣ всѣ радіусы равны между собою и нельзя отнять одного изъ нихъ для помѣщенія другаго, имѣющаго свое мѣсто, не испортивъ всего круга и не допустивъ чрезъ то большей или меньшей пустоты и кривизны: такъ и въ добродѣтели всѣ дѣйствія, входящія въ составъ ея, равны между собою и невозможно исключить одного съ замѣною другимъ, не испортивъ или лучше не уничтоживъ всей добродѣтели. Иже разоритъ едину заповѣдей сихъ малыхъ, говоритъ Господь, мній наречется въ царствіи небеснѣмъ (Матѳ. 5, 19). Аще совратится праведникъ отъ правды своея, говоритъ Богъ чрезъ пророка своего, вся правды его, яже сотворилъ есть, не помянутся ктому (Іез. 18, 24).
Добродѣтель одного можетъ быть выше добродѣтели другаго, но добродѣтель въ одномъ лицѣ можетъ быть только одна. Это есть постоянное, неизмѣнное, никогда не прерываемое, но всегда съ новою силою и ревностію поддерживаемое и усиливаемое стремленіе къ добру. Основная точка сего стремленія, вокругъ которой все должно обращаться и къ которой все должно быть направлено, есть благоугожденіе предъ Господомъ или прославленіе имени Божія. Слѣдовательно все, что въ нашихъ дѣйствіяхъ служитъ къ сему благоугожденію, или прославленію Божію, составляетъ добродѣтель нашу, или говоря языкомъ болѣе обыкновеннымъ, образуетъ обширный, но нераздѣльный кругъ христіанскихъ добродѣтелей.
Исключимъ ли изъ сего круга любовь къ устроенію и благолѣпію храмовъ Божіихъ въ пользу благотворительности людямъ? Новѣйшіе книжники и фарисеи легко согласятся и на сію новую странность, дабы только избѣжать противорѣчія самимъ себѣ. Но что тогда будутъ значить восторженныя слова царя и пророка: Господи, возлюбихъ благолѣпіе дому Твоего, и мѣсто селенія славы Твоея! И еще: коль возлюбленна селенія Твоя, Господи силъ (Псал. 25, 8)! Желаетъ и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозѣ живѣ (Псал. 83, 2-3)? Что его пламенное желаніе, въ продолженіи цѣлой жизни питаемое, создать домъ Господеви? Что необыкновенная щедрость Соломонова и неутомимая дѣятельность его при сооруженіи сего дома Господня со всѣмъ блескомъ и великолѣпіемъ? Что явленіе славы Господней, и что гласъ Божій, бывшіе при освященіи онаго? Что удивительное уваженіе Даніила къ сему жилищу Вышняго, неостановленное даже опасностію смертной за сіе казни? Что наконецъ ревность Іисусова, подобно молніи воспылавшая при видѣ продающихъ и купующихъ въ семъ домѣ Божіемъ? Все хитрость и обманъ? Все лицемѣріе и пустосвятство? И это скажутъ христіане? Въ чемъ же ихъ христіанство? Въ поношеніи Христа и Пророковъ Его? Въ посмѣяніи ихъ любви и ревности ко храму Господню? О! да заградятся устнѣ льстивыя, глаголющія суетная и ложная, и да прильпнетъ языкъ ихъ къ гортани ихъ, аще не воспомянутъ Іерусалима и не поклонятся ко храму святому его.
Напрасно благотворительность къ бѣднымъ стараются противупоставить щедродательности для храмовъ. Щедрые для храмовъ обыкновенно бываютъ щедры и для бѣдныхъ. Храмы какъ прежде, такъ и нынѣ составляютъ главный и всегда болѣе надежный пріютъ для бѣдныхъ. Благочестіе, возбуждаемое и питаемое во храмахъ, исходитъ изъ нихъ съ сердцемъ наиболѣе способнымъ ко всякому благотворенію, съ руками открытыми для подаянія, съ ногами поспѣшными не въ домъ пира и веселія, но въ домъ плача и скорби, для облегченія болящихъ, для утѣшенія страждущихъ, для одѣянія нагихъ и для напитанія алчущихъ и жаждущихъ.
Кто не испыталъ изъ насъ, что душа наша въ благодатной молитвѣ къ Богу таетъ любовію къ ближнимъ, всѣхъ милующею и всѣмъ доброжелательствующею? Но сія молитва, какъ благодатный даръ неба, какъ сладкій плодъ Духа Святаго, особенно изобильно изливающагося въ сердца наша при вознесеніи безкровной жертвы Христовой въ пренебесный жертвенникъ, преимущественно посѣщаетъ насъ только во храмахъ. Здѣсь невещественный огнь любви Божіей, принесшей за насъ грѣшниковъ сущихъ въ жертву единороднаго своего Сына, непримѣтно разгорается въ сердцахъ нашихъ въ чистый пламень, который, попаливъ въ насъ все нечистое и все самолюбивое, воспламеняетъ и насъ любовію чистою и безкорыстною ко всему человѣчеству, и мы, примиренные съ Богомъ и человѣками, спѣшимъ чрезъ послѣднихъ оказать любовь свою къ первому, — чрезъ видимое достигнуть къ невидимому.
О! возлюбленніи! Приходите чаще во храмы Божіи, и вы будете человѣколюбивѣе; жертвуйте Богу для людей и людямъ для Бога; устрояйте и украшайте земные Его храмы, и Онъ устроитъ и украситъ для васъ храмину нерукотворенну, вѣчну на небесѣхъ (2 Кор. 5, 1), ея же да сподобитъ всѣхъ насъ Богъ щедротъ и всякія утѣхи. Аминь.
Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть I. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 274-282.
Источникъ:: «Русскiй Порталъ»