Слово въ день Срѣтенія Господня, произнесенное въ Кіево-Андреевской церкви 2 февраля 1904 года

Февраль 14th 2012 -

О любви къ Отечеству.

Принесли Его въ Іерусалимъ, чтобы представить предъ Господа, какъ предписано въ законѣ Господнемъ (Лук. 2, 22-23).

День Срѣтенія Господа Іисуса Христа Сѵмеономъ Богопріимцемъ въ Іерусалимскомъ храмѣ есть истинный праздникъ общечеловѣческой христіанской любви къ отечеству. Сію любовь къ своему отечеству благословилъ и освятилъ для насъ, христіанъ, Самъ Господь Іисусъ Христосъ Своимъ Божественнымъ примѣромъ. Сынъ Божій благоволилъ воплотиться и родиться, какъ человѣкъ, среди богоизбраннаго народа. Сынъ Божій сошелъ на землю по любви ко всѣмъ людямъ, ко всему человѣческому роду, безъ различія народовъ и странъ. Сынъ Божій приходилъ на землю для того, чтобы создать Царство Божіе на землѣ, которое должно было обнять всѣхъ людей, весь міръ. Исполненный и усовершенный Сыномъ Божіимъ (Матѳ. 5, 17) ветхозавѣтный законъ, освобожденный отъ оковъ узкаго націонализма еврейскаго, сдѣдался всемірною, всечеловѣческою религіею.

Но любя все человѣчество, создавая всеобщее Царство Божіе на землѣ, полагая основаніе всемірной религіи, Христосъ Спаситель, благоволившій родиться среди еврейскаго народа, любилъ Свой народъ, горячо любилъ Свое земное отечество.

По любви къ Своему народу Сынъ Божій благоволилъ быть принесеннымъ въ храмъ Іерусалимскій въ 40-й день по рожденіи, чтобы быть представленнымъ предъ Господа, «какъ предписано въ законѣ Господнемъ» (Лук. 2, 23), который былъ установленъ въ память величайшаго событія въ жизни еврейскаго народа. По любви къ Своему народу, Христосъ Спаситель въ дѣтскомъ и отроческомъ возрастѣ вмѣстѣ съ Своею Матерію посѣщалъ Іерусалимскій храмъ въ праздничные дни, которые всѣ были посвящены памяти замѣчательныхъ событій въ жизни народа еврейскаго. Съ проповѣдью евангелія Спаситель обратился, прежде всего, къ Своимъ, къ Своему народу, который не принялъ Его (Іоан. 1, 11). Не смотря на то, что народъ еврейскій отвергъ Христа Спасителя, Онъ все-таки говорилъ, что посланъ къ погибшимъ овцамъ дома Израилева, которыхъ предпочиталъ хананейскимъ язычникамъ (Матѳ. 15, 26). Посылая Своихъ 12 апостоловъ на проповѣдь, Христосъ Спаситель повелѣвалъ имъ не ходить къ язычникамъ и въ Самарянскіе города, но идти прежде всего къ тѣмъ же погибшимъ овцамъ дома Израилева (Матѳ. 10, 5-6). Но особенно явилъ Свою любовь къ Своему народу и къ Своему земному отечеству Христосъ Спаситель въ послѣдніе дни Своей земной жизни предъ Своими крестными страданіями. Когда Спаситель во время торжественнаго входа въ Іерусалимъ вступилъ на гору Елеонскую и когда отсюда открылся чудный видъ на славный городъ еврейскаго народа, Спаситель, видѣвшій Своимъ Божественнымъ взоромъ близкое разрушеніе города и печальный конецъ Своего земнаго отечества, заплакамъ о немъ и сказалъ: о, еслибы и ты хотя въ сей твой день узналъ, что служитъ къ миру твоему; но это сокрыто нынѣ отъ глазъ твоихъ, ибо придутъ на тебя дни, когда враги твои обложатъ тебя окопами и окружатъ тебя, и стѣснятъ тебя отвсюду, и разорятъ тебя, и побьютъ дѣей твоихъ въ тебѣ, и не оставятъ въ тебѣ камня на камнѣ, за то, что ты не узналъ времени посѣщенія твоего (Лук. 19, 42-44).

Такъ оплакалъ Христосъ Спаситель гибель Своего земнаго отечества, которое любилъ!

Русскіе православные люди! Любите и вы свое отечество, ибо эту любовь благословилъ своимъ примѣромъ Христосъ Спаситель! Не вѣрьте тому, что мы, какъ христіане, какъ служители всемірной, общечеловѣческой религіи, должны любить все человѣчество, весь міръ, а не одну какую-либо страну, напримѣръ, наше отечество. Можно любить всѣхъ людей, безъ различія народности, но въ то же время должно особенно любить свою родину, свое отечество. Ибо кто не умѣетъ любить родины, какъ можетъ любить все человѣчество?

Любовь къ отечеству, благословляемая и освящаемая Христомъ Спасителемъ, есть высокая человѣческая добродѣтель, обязательная для всякаго христіанина. Эта добродѣтель вложена въ душу каждаго человѣка Его Творцемъ, врождена человѣку. Кто отрицаетъ это, тотъ говоритъ противъ очевидной и неопровержимой дѣйствительности. Любовь къ отечеству у всѣхъ народовъ всегда ставилась и теперь ставится выше всѣхъ другихъ видовъ высочайшей христіанской добродѣтели — любви. Только тотъ можетъ не понимать, можетъ не чувствовать силы любви къ отечеству, кто не испыталъ въ своей жизни величайшаго несчастія въ мірѣ — лишенія родины, отечества. Это и понятно, такъ какъ мы цѣнимъ правильно то добро, котораго почему-либо лишаемся. Самыми горячими патріотами въ мірѣ являются тѣ народы, которые потеряли родину, отечество. Прочтите лучшія произведенія такихъ народовъ (Псал. 136) и вы убѣдитесь, какъ горячо, какъ глубоко они любятъ отечество, которое потеряли. Какъ сироты безъ матери, такъ и народы безъ родины — самые несчастные, самые жалкіе среди народовъ міра. Русскіе православные люди! любите свое отечество, дорожите имъ, молитесь Богу, чтобы Онъ всегда хранилъ васъ отъ величайшаго бѣдствія — потери родины!

Любовь къ отечеству есть нашъ долгъ, наша нравственная обязанность въ отношеніи къ нашимъ предкамъ. Наши славные предки любили свою родину, свое отечество. Этою любовію своею они возвеличили его. Эту любовь къ отечеству они завѣщали и намъ. Припомните прошедшую исторію русской земли, и вы увидите, вы убѣдитесь, что земля, на которой мы живемъ, которую мы называемъ своею родиною, усѣяна костями, полита кровію нашихъ предковъ, которые проливали ее, которые умирали за честь и славу своего отечества. «Ляжемъ костьми, но не посрамимъ русской земли» — этотъ побѣдный кличъ одного изъ нашихъ первыхъ патріотовъ служитъ знаменемъ всей исторіи народа русскаго, глубоко преисполненнаго любви къ своей родинѣ. Любите же, русскіе православные люди, свое отечество! Изъ глубины минувшихъ вѣковъ ваши предки смотрятъ на васъ и требуютъ отъ васъ сей любви!

Гдѣ любовь, тамъ и единеніе, равно какъ и наоборотъ: гдѣ единство мысли, желаній и чувствованій, тамъ надъ всѣмъ царитъ любовь. Наша святая Русь всегда была сильна любовію и единствомъ. Любовію и единеніемъ возвысилось наше царство, создавшееся на развалинахъ удѣльно-вѣчевой Руси. Любовію и единеніемъ наша святая Русь одолѣла своего страшнаго врага — монголовъ, въ теченіе двухъ вѣковъ господствовавшихъ надъ нею. Любовію и единеніемъ наша святая Русь разсѣяла и покорила монгольское царство — Золотую Орду и его наслѣдіе — Казанское, Астраханское и Крымское царства. Любовію и единеніемъ наша святая Русь спасла свою вѣру и народность отъ католической Польши и побѣдоносною вышла изъ великой смуты, какую пережила въ концѣ XVI и въ началѣ XVII вв. Любовію и единеніемъ наша святая Русь отстояла свое отечество отъ двадесяти чуждыхъ языковъ въ началѣ прошедшаго вѣка и отъ большей половины Европы въ срединѣ его.

Русскіе православные люди! любите свою родину! храните въ себѣ эту любовь къ отечеству и утверждайтесь въ ней! Любовь къ отечеству есть величайшая сила, создавшая наше государство, укрѣпившая и возвысившая его.

Въ самые послѣдніе дни Господь послалъ намъ великое испытаніе. На насъ возсталъ и поднялъ свою дерзкую руку монгольскій народъ. Гдѣ намъ искать силъ для борьбы съ этимъ врагомъ? Русскіе православные люди! Ищите эту силу, почерпайте ее прежде всего въ надеждѣ на Бога, а потомъ въ самихъ себѣ, въ своей горячей любви къ отечеству. «Кто Богъ тотъ великій, какъ Богъ (нашъ)! Ты Богъ, творящій чудеса; Ты явилъ могущество Свое среди народовъ» (Псал. 76, 14-15). «Нѣтъ больше той любви, какъ если кто положитъ душу свою за друзей своихъ» (Іоан. 15, 13). Въ то время, какъ мы говоримъ это, наши братья, быть можетъ, бьются съ врагомъ за отечество, проливаютъ кровь свою за родину, гибнутъ въ волнахъ морскихъ, стонутъ въ предсмертныхъ страданіяхъ... Чѣмъ мы съ вами можемъ выразить свое сочувствіе нашимъ братьямъ, борцамъ за родину? Выразимъ ее, прежде всего, молитвою къ Богу, а затѣмъ посильною жертвою въ пользу раненыхъ для облегченія ихъ страданій! Аминь.

Священникъ Ѳ. Титовъ. Слово въ день Срѣтенія Господня, произнесенное въ Кіево-Андреевской церкви 2 февраля 1904 года. (О любви къ отечеству). // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи» — 1904. — Томъ I. — Кіевъ: Типографiя И. И. Горбунова, 1904. — С. 197-201.
Прот. Ѳеодоръ Титовъ

Источникъ: «Русскiй Порталъ»

Метки:

Комментарии закрыты.