Слово на память пренесенія честныхъ мощей Святителя и Чудотворца Николая изъ Мѵръ-Ликійскихъ въ Баръ градъ, произнесенное въ Николаевской церкви села Привороты, по случаю храмоваго праздника, Мая 9 дня 1836 года. Архіеп. Кириллъ Богословскій-Платоновъ

Май 21st 2012 -

Взярая на благочестивое собраніе ваше, христіане, въ домѣ молитвы, въ мирной и уединенной веси, не могу не радоваться духомъ. Если прилично радоваться вертоградарю, когда видитъ обиліе многоразличныхъ цвѣтовъ и растеній въ саду своемъ: то гораздо свойственнѣе веселиться пастырю словеснаго стада, когда оно стекается къ слышанію гласа его, ищетъ плодовъ для своей души.

Возращеніе вещественнаго винограда, сколь ни пріятно, плоды его служатъ токмо для тѣла; а плодоношеніе духовное питаетъ душу для жизни вѣчной. По тѣснѣйшей связи духовной и тѣлесной природы нашей, есть близкое сродство между удобреніемъ видимаго и духовнаго вергограда. Тотъ и другой требуетъ земли доброй, свѣта и теплоты солнечной, бдительнаго попеченія о немъ въ опредѣленное время, чтобы юныя и зрѣлыя лѣторасли были очищены, и напоены безъ оскудѣнія. Когда смотримъ мы на Церковь Христову, какъ на виноградъ, не можемъ не примѣтить, что въ ней есть свое время для удобренія вѣрующихъ душъ, и пріуготовленія ихъ къ плодоношенію. Это вообще христіанскіе праздники, и, въ особенности, храмовые дни. Если когда либо, то наипаче нынѣ я зрю въ душахъ вашихъ, благочестивые празднолюбцы, благую ниву, способную пріять сѣмя слова Божія. Ибо вы сами согласны со мною, что всего ближе сердца ваши къ Богу, когда стекаетесь вы въ святые храмы для прославленія Угодниковъ Божіихъ, имяни коихъ, посвящаются оные; вы видите здѣсь полное торжество Церкви, облекающейся по приличію во внѣшнюю красоту, приносите ѳиміамъ, въ знаменіе возношенія молитвъ вашихъ къ Богу, возжигаете свѣщи предъ праздничными иконами, теплоту вашея вѣры изъясняющія, исполняете свои обѣты, данные Богу въ различныхъ бѣдствіяхъ, сокрушаетесь о грѣхахъ, не забываете дѣлъ милосердія. Это, по-истинѣ, благопріятнѣйшее время для духовнаго плодоношенія. Что же въ особенности, христіане, располагаетъ васъ чествовать храмовые праздники, и находить въ нихъ утѣшеніе для вѣры вашея? Размыслимъ о томъ въ честь и похвалу празднуемаго нынѣ Святителя Христова Николая.

Христіанская Церковь Новозавѣтная приняла правило и образъ устроенія храмовъ отъ Ветхозавѣтной. Но въ подзаконной сѣни приносились молитвы и жертвы Богу въ одномъ Іерусалимскомъ храмѣ, который наименованъ домомъ Божіимъ, и въ коемъ одномъ, по мнѣнію учителей избраннаго народа, пріятна была всякая молитва. Когда же Сынъ Божій возвѣстилъ, что истинные поклонницы поклонятся Богу духомъ и истиною на всякомъ мѣстѣ; то благочестіе вѣрующихъ начало воздвигать храмы но всей земли, сперва въ воспоминаніе великихъ событій земной жизни Богочеловѣка, въ честь и похвалу Божія Матери, потомъ въ честь споспѣшниковъ спасенія нашего, святыхъ Апостоловъ, Мучениковъ, безплотныхъ Силъ, и безчисленныхъ Угодниковъ Божіихъ, прославившихся ученіемъ, святою жизнію и чудесами. Бѣдственныя времяна Церкви представляютъ самую скудную исторію внѣшнія славы христіанства, и вмѣстѣ созиданія видимыхъ храмовъ, хотя неописанное богатство вѣры увѣнчавшихся вѣнцемъ мученичества громогласно проповѣдуетъ непреложность словъ божественнаго Учителя: врата адова не одолѣютъ Церкви Моей (Матѳ. 16, 18). Истина сія, запечатлѣнная кровію пострадавшихъ за имя Распятаго, просіяла яснѣе полуденнаго свѣта со дней равно-апостольныхъ царей Константина и Елены. Покланявшіеся Іисусу Христу въ тѣснотѣ и смущеніи отъ враговъ его возвысили хвалебныя свои пѣсни въ торжествѣ празднующихъ побѣду надъ невѣріемъ. И гдѣ могло быть благолѣпнѣе торжество, какъ не на гробахъ святыхъ мучениковъ? Сыны ветхаго Израиля лобызали самую персть разрушеннаго храма: а вѣрующіе спѣшили съ умиленными сердцами прославлять несокрушимыя, нетлѣнныя кости пострадавшихъ, источавшія рѣки благодати; покланялись тѣлесамъ, кои были одушевленнымъ храмомъ Духа Святаго; получали изцѣленіе отъ недуговъ своихъ, — слѣпые прозирали, глухіе слышали, мертвые воскресали.

Благоговѣйное чествованіе живоносныхъ останковъ мучениковъ не ограничилось одними похвальными словами, на мѣстѣ ихъ страданій стали являться съ теченіемъ времени храмы безчисленному сонму Праведниковъ, составляющихъ на небеси соборъ торжествующей Церкви. Общество вѣрующихъ, чтобы осуществить собою на земли царство Христово, взирая на Іисуса Христа, какъ на главу или царя своего, возжелало, по внушенію Святаго Духа, достойно почитать и рабовъ Его — проповѣдниковъ Евангелія, исполнителей и блюстителей святѣйшія воли Совершителя спасенія; оно подражало въ семъ случаѣ примѣру воздающихъ честь поставляемымъ отъ земныхъ царей правителямъ областей. Оно вѣрило, что каждый христіанинъ, получающій отъ самой купѣли крещенія Ангела хранителя, наставляющаго на всякое дѣло благое, долженъ быть ввѣренъ еще, въ сохраненіе и соблюденіе отъ всякаго видимаго и невидимаго зла, особенному имяни покровителя Церкви, составляющей отдѣльное частное общество вѣрующихъ. Вотъ начало посвященія храмовъ какъ во имя самаго Спасителя, Божія Матери, такъ Угодниковъ Божіихъ и святыхъ Ангеловъ! Ибо по мѣрѣ чувствованій, производимыхъ вѣрою, и особенныхъ случаевъ, иная Церковь предавала себя самому Господу, иная преблагословенной Дѣвѣ Маріи, иная ближайшимъ къ Нимъ ходатаямъ. Всѣхъ же ихъ удостовѣреніе было одно, что правота вѣры, чистота нравовъ, святость законовъ, и повиновеніе властямъ — есть несомнѣнный плодъ предстательства чествуемыхъ Святыхъ. И кто, въ самомъ дѣлѣ, усомнится, что совершившіе земный свой подвигъ богоугодно, увѣнчанные на небеси божественною славою, окружая престолъ Господа, не приникаютъ съ небеси на тѣхъ, кои были ввѣрены попеченію ихъ на земли? Неослабно стоявшіе на своей стражѣ тогда, какъ бренное и тлѣнное тѣло томило безсмертный ихъ духъ, могутъ ли оставить своихъ пасомыхъ, когда облеклись въ силу, непричастную немощи, и озарились познаніемъ лучезарнымъ? Кто не испыталъ, что призываніе съ вѣрою Святыхъ всегда сопровождалось помощію свыше въ скорбяхъ и напастяхъ житейскихъ, какъ въ частномъ семейномъ состояніи, такъ и въ соединеніи цѣлаго общества христіанъ для испрошенія благъ отъ Господа и Его Угодниковъ? Исторія Церкви не умолкно о томъ проповѣдуетъ.

Блага времянныя ниспосылаются намъ, когда печемся мы о спасеніи нашей души. Опытъ таковаго попеченія вы свидѣтельствуете, христіане, когда, при совершеніи храмоваго праздника, открываете совѣсть свою предъ служителями олтаря и располагаетесь къ покаянію съ упованіемъ на предстательство празднуемыхъ Святыхъ. Вы вѣруете, что сіи други Божіи, въ очахъ Его всегда честные и возлюбленные, молятъ о васъ Христа Бога нашего. Ибо о чемъ болѣе просить имъ Господа, какъ не о прощеніи грѣховъ кающимся, а съ тѣмъ о спасеніи души нашей, и дарованіи блаженства небеснаго? Пламенные ревнители о славѣ Божіей еще въ сей жизни, не паче ли горятъ они симъ огнемъ въ странѣ блаженнаго покоя, умоляя Господа за насъ, еще воинствующихъ въ сей юдоли странствія, чтобъ не пасть намъ отъ внутреннихъ враговъ нашихъ, — міра, плоти и діавола, чтобы грѣхи наши не лишили насъ благоволенія небеснаго Отца? Посему нельзя не восхвалить и не возрадоваться о благочестивомъ обычаѣ исповѣдующихъ во время храмовыхъ дней грѣхи свои, и приступающихъ къ пріобщенію тѣла и крови Христовой, дарующей намъ очищеніе душевныхъ сквернъ молитвами того Угодника Божія, имени коего храмъ посвящается.

Чтобы глубже впечатлѣлась память въ сердцѣ вашемъ празднуемаго Угодника Божія, поставьте еще для себя одно правило, весьма спасительное; это есть подражаніе святой жизни прославляемаго Праведника.

И гдѣ яснѣйшій образъ всѣхъ добродѣтелей можете вы, христіане, созерцать и назидаться, какъ не въ великомъ Угодникѣ, Святителѣ и Чудотворцѣ Николаѣ? Начальники и подчиненные, всякаго сословія, пола и возраста, сыны Православной Церкви, найдутъ въ немъ образецъ для своея вѣры и жизни. Пастырямъ, какъ пастырь добрый, внушаетъ онъ, да внимаютъ стаду своему, пасутъ бодрственно Церковь, стяжанную кровію Іисуса Христа, свидѣтельствуютъ званіе словомъ и житіемъ; пасомымъ онъ заповѣдуетъ быть твердыми и непоколебимыми въ исповѣданіи Вѣры Апостольской, православной, вселенскими Соборами утвержденной, блюстителямъ закона напоминаетъ творить судъ и правду, носить немощи немощныхъ, угождать не себѣ, а другимъ въ утвержденіи мира и пресѣченіи всякаго беззаконія. Онъ и по смерти своей, съ высоты горныхъ селеній являлъ себя защитникомъ невинныxъ; избавлялъ къ смерти присужденныхъ; былъ примѣромъ для рабовъ въ кротости и послушаніи всякому начальству, отъ Бога поставляемому, христіанамъ всякаго пола и возраста повелевалъ ограждать себя страхомъ Божіимъ, хранить чистоту въ мысляхъ и дѣлахъ, ходить въ заповѣдяхъ Господнихъ свято и непорочно, чтобы видѣть дни мирные, стяжать кончину безболѣзненную, и добрый отвѣтъ на страшномъ судищѣ Христовѣ. Можетъ ли что быть спасительнѣе сего назиданія? Посему и стяжалъ Святитель Николай имя заступника не единыя Церкви, не единаго общества вѣрующихъ, а прославляется во всѣхъ концахъ земли, равно Церковію Западною, какъ и Восточною. Если когда, то нынѣ прилично воздать честь и благодареніе западнымъ христіанамъ, что не упустили случая къ установленію настоящаго праздника, пренесеніемъ отъ востока на западъ честныхъ и многоцѣлебныхъ мощей Святителя Николая; ихъ благочестіе не восхотѣло оставить въ рукахъ невѣрныхъ сіе неоцѣненное сокровище. О, какъ бы умножили они радость настоящаго праздника, когда бы, бывъ соединены такъ близко съ нами въ прославленіи памяти Праведника, не отдѣлялись и отъ Православной Церкви за мнѣнія и внѣшность, и дали мѣсто любви — единственному признаку распятаго Господа! Тогда-то, по мѣрѣ распространенія сего Христова благоуханія, осуществилось бы среди насъ обѣтованіе Спасителя: и будетъ едино стадо и единъ Пастырь. Аминь.

Слово на память пренесенія честныхъ мощей Святителя и Чудотворца Николая изъ Мѵръ-Ликійскихъ въ Баръ градъ, произнесенное Преосвященнымъ Кирилломъ, Архіепископомъ Подольскимъ и Брацлавскимъ, въ Николаевской церкви села Привороты, по случаю храмоваго праздника, Мая 9 дня 1836 года. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Ильи Глазунова и К°. — 1841 г. — Часть II. — С. 265-275.

Источникъ:  «Русскiй Порталъ»

Метки:

Комментарии закрыты.