Проповедь во вторник 12-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Дягилева
Август 29th 2011 -
Во имя Отца и Сыны и Святаго Духа.
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы с вами слышали отрывок из 1-й главы Евангелия от Марка. В последующие дни вы будете слышать в Церкви чтения именно из этого Евангелия, кроме субботы и воскресенья. И вот сегодня мы читаем следующий отрывок, о том, как Господь, проходя близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея и призвал их словами: «Идите за Мною, и вы будете ловцами человеков». И они, оставив свои сети, последовали за Ним. И чуть позже такая же история произошла с Иаковом и Иоанном, братом его, которые, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Иисусом.
Когда мы читаем этот отрывок, нам может показаться это очень странным: вот люди работают, ловят рыбу, и вдруг так легко все оставляют? Они были профессиональными рыбаками, поэтому улов рыбы был для них не развлечением, как для многих из нас, когда мы сидим летом на мостках с удочкой и ловим в речке какого-нибудь окушка. Для них это было пропитание, действительно, хлеб насущный. От улова зависела их жизнь и жизнь их семей. Поэтому большую часть своей жизни они занимались именно ловлей рыбы, и вот так оставить основное ремесло, которое приносило им хлеб насущный, и последовать за кем-то – это было бы просто безумием. А мы видим, что сначала это происходит с Симоном и Андреем, а потом с Иаковом и Иоанном. И мы можем остаться к некоем недоумении – почему так произошло?
Ответом может быть следующее. Все четыре Евангелия – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна – связаны друг с другом. Евангелист Иоанн, как повествует нам предание, писал свое Евангелие тогда, когда первые три уже были написаны, на склоне лет своей жизни. И Иоанн как бы дополняет эти три Евангелия. И когда мы читаем все четыре Евангелия и пытаемся их сопоставлять между собой, то находятся ответы на некоторые вопросы. И евангелист Иоанн повествует нам о следующем: Андрей, Петр, Иаков и Иоанн на тот момент уже были знакомы с Иисусом Христом. Они познакомились, когда Иоанн Креститель – об этом сказано в 1-й главе Евангелия от Иоанна – возвестил им: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира», указывая на Иисуса Христа. И они последовали за Ним, а потом было обращение Нафанаила. И уже потом Господь удалился в пустыню на сорок дней, а Его первые ученики отправились к себе на родину, в Галилею. И уже после сорокадневного поста в пустыне, о чем, кстати, повествуется в Евангелии от Марка чуть раньше, Господь возвращается в Галилею и находит там и Андрея с Петром, и Иакова с Иоанном. Поэтому на тот момент, когда Господь проходил мимо их лодок и позвал их, они уже знали, Кто это; они уже слышали свидетельство Иоанново, они уже ждали, что Он придет. И они оказались готовы бросить все и последовать за Ним.
Мы с вами, братья и сестры, если называем себя христианами и считаем себя учениками Христовыми, должны быть такими же отзывчивыми на призыв Господень. И хотя мы с вами занимаемся какими-то мирскими делами, мы должны помнить, что мы должны быть всегда готовы отбросить эти дела и последовать за Господом. Но как последовать за Господом? Иногда буквально встать и пойти куда-то, но так довольно редко бывает. А чаще бывает следующее: иногда нам хочется как бы расслабиться, как бы ненадолго перестать быть христианами, а быть просто мамой, папой, инженером, рабочим, кем угодно. И как часто бывает наша жизнь земная, которую мы ведем в миру, и жизнь церковная, которую мы ведем, только приходя в храм, являются как бы параллельными, непересекающимися жизнями.
Но помните, что все искушения, все испытания с нами происходят прежде всего и как правило именно в миру, испытания того, насколько мы христиане. Иногда Господь посещает нас, проверяет нас, порой зовет нас последовать Его заповедям именно тогда, когда мы занимаемся какими-то, на первый взгляд, мирскими делами. И так важно научиться вспоминать о Боге не только находясь в храме, на богослужении, но и в том числе тогда, когда мы с вами, кажется, занимаемся повседневными делами. Мы должны быть готовы в любой момент, поняв, что сейчас мы стоим перед каким-то выбором, жизненным выбором, что-то сделать, может быть, даже не слишком сложную вещь – прогневаться, накричать или, напротив, не прогневаться, не накричать на кого-то, правильно отреагировать на какую-то неприятность. Ведь в такие моменты Господь посещает нас и как бы зовет за Собой, призывая нас исполнить ту или иную Свою заповедь.
Будем же мы готовы по-настоящему, так же, как ученики, последовать за Господом, отбросив свои эмоции, свои амбиции, свои желания согрешить и забыть, что мы – христиане. И потому люди будут знать, что мы – христиане, что мы поступаем не так, как обычные земные люди, как язычники, как неверующие, но именно потому, что в нашей обычной земной жизни мы всегда готовы вспомнить о том, чему учил нас наш Учитель, Господь наш Иисус Христос, и поступить так, как учил Он. Аминь.