Проповедь в субботу 14-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова
Сентябрь 16th 2011 -
Брак в Кане Галилейской
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Среди многих грехов и искушений, которым подвержен род человеческий, есть один, который, пожалуй, наиболее часто подпадал под обличение Христа Спасителя, и имя этого греху – лицемерие. Вот и сегодняшнее евангелие как раз касается этой темы.
Господь обличает фарисеев, обличает тогдашних духовных вождей еврейского народа. Напомним, что фарисеи — это самая многочисленная и влиятельная религиозно-политическая партия в Израиле. Фарисеи обладали монополией над религиозной жизнью народа. Они были знатоками Закона во всех его мельчайших подробностях и предписаниях. Им принадлежало право судить, что является грехом, а что не является, что может делать человек, а что нет. Фарисеи как бы курировали духовную, общественную, профессиональную и личную жизнь своих соплеменников. И люди видели в них непререкаемый авторитет.
Но вот ведь в чем дело, для достижения авторитета надо очень много потрудиться. Для того чтобы быть образцом духовной жизни, надо проделать очень длительный и трудоемкий путь – путь молитвы, поста, смирения, самоограничения, жертвенности. Это тот путь подвига, который именуется святостью жизни.
Ну а если нет ни сил, ни желания, ни стремления брать на себя этот подвиг и жить святой жизнью, но с другой стороны и авторитетом хочется пользоваться в глазах благочестивых и доверчивых людей. Что же тогда делать? А в таком случае надо надеть на себя маску, придать своей внешности, своей одежде, своему поведению, своим речам такую благочестивую окраску, которая смогла бы ввести в заблуждение людей.
И надо сказать, что фарисеи блестяще справлялись со своей ролью, и действительно слыли в народе не только знатоками Закона, но и людьми смиренными, благочестивыми и богобоязненными, что, конечно, очень тешило их честолюбие, ведь фарисеи были окружены почетом и уважением, их слова были непререкаемы. Но помимо этого их лицемерие позволяло им без особого труда улучшать и свое материальное благосостояние, так как каждый благочестивый иудей считал необходимым помочь такому святому человеку, дабы он не забыл его в своих молитвах.
Христос со словами обличения обрушивается на фарисеев. Он срывает с них маску, разоблачает их лицемерие: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!».
Я бы рекомендовал нашим слушателям сразу после трансляции прочитать всю 23 главу Евангелия от Матфея, в которой содержится вся речь Христа против фарисеев. Но если посмотреть на эту речь Христа в контексте всей евангельской истории, то на первый взгляд она может показаться достаточно странной. Ведь мы же нигде не встречаем в Евангелии, чтобы Господь столь же гневно обличал иные грехи человеческие.
Действительно, Он очень милостив к женщине, взятой в прелюбодеянии, то есть в очень тяжелом грехе, за который по закону Моисееву полагалась смертная казнь. Он приходит в дом и разделяет трапезу с мытарем Закхеем и с мытарем Матфеем. Это люди без совести и чести, от поборов которых народ страдал. Он прощает разбойника, то есть уголовного преступника, на кресте. Да и Сам-то Христос не так уж внешне и благочестив. Он и Его ученики не раз были замечены в нарушении субботнего покоя, они не соблюдали ритуальных омовений, их замечали в несоблюдении поста. И вдруг такое жесткое обличение в адрес людей, которые явно ничего худого не делали, а просто хотели казаться лучше, чем они есть на самом деле.
Но вот именно что явно, прилюдно они этого не делали. На самом-то деле их грехи, слабости и пороки были, наверное, такими же, как и у всех остальных. Но в отличие от остальных они не имели ни желания, ни потребности в покаянии. Их положение их полностью устраивало. Сам с известной долей осторожности, что хочу, то и делаю, а благодаря лицемерию, коварству и хитрости, ну и, конечно, уму, получали не расплату за свои грехи, а уважение, почет и авторитет в глазах народа.
Вся трагедия фарисеев состояла в том, что им было важно не то, что видит сердцеведец Бог, а то, что видят и то, что скажут о них люди. Вот почему и повторяет Господь неоднократно: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры».
Это были люди, которые замкнулись в своем самодовольстве. Вот эта обличительная речь Христа, которая находится в 23 главе Евангелия от Матфея, звучит на злобу и сегодняшнего дня. Она и сейчас не менее актуальна, чем нежели тогда, когда Спаситель ее произнес. Хотя бы потому что лицемеров у нас не меньше, чем 2000 лет назад и действуют они точно так же, как древние фарисеи. Те же сладкие речи, те же маслянистые глазки, та же подчеркнутая бедность в одежде, осуждение всех и вся, воздыхание о своих немощах, полное презрение к благам этого мира. И складывается у доверчивых людей впечатление, что всеми своими помыслами такой человек пребывает уже исключительно где-то в горних обителях.
Так вот ложное это впечатление. Как раз такие-то люди всеми своими помыслами и привязаны к земле. Это лицемеры, которые преследуют исключительно свои земные цели, материальную выгоду и человеческую славу. Чаще всего среди кликуш. И нет в них никакой подлинной духовной жизни.
Фарисеи, лицемеры, эти законники и постники распяли Христа. А сегодня их преемники вытравливают слово Божие из сознания и сердец человеческих, заменяя его очень сомнительным преданием старцев.
У каждого из нас есть грехи, слабости, может быть, даже пороки. Конечно, не надо их афишировать и выставлять напоказ, это будет цинизм, но не надо изображать из себя святого, это будет кощунство. В грехах надо каяться, а недостатки надо исправлять, а любителям дешевой популярности надо чаще вспоминать слова Христа Спасителя: «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Аминь.