Проповедь в пятницу 9-й Седмицы по Пятидесятнице
Август 2nd 2012 -
протоиерей Вячеслав Резников
О духовных дарах
(Мф. 21, 12-14, 17-20)
(1 Кор. 14, 26-40)
Священное Писание показывает, как проходили богослужебные собрания первых христиан. «Итак, что же братия? — пишет Апостол. — Когда вы сходитесь, и у каждого есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию».
Не говорит Апостол о недостатке чего-то, о необходимости что-то приобрести. Он заботится, как привести в должный порядок все множество даров Святого Духа: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам; потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых».
Но надо помнить, что и языки, и откровения, и богодухновенные молитвы, и дар истолкования, — все это действия исключительно Самого Духа. Эти щедрые дары еще должны быть восприняты и усвоены людьми, подобно как солнечный свет усваивается живыми растениями.
И чем сильнее, чем очевиднее действие Духа, тем страшнее остаться без плода. Господь показал это на примере смоковницы, которая красовалась богатой листвой, но не имела плодов. Господь проклял ее, и она засохла. Это предупреждение, и не только для древней Церкви, богатой яркими дарами, но и для нас.
И нам очень много дано. У нас есть Священное Писание, Предание, богатая христианская письменность. Есть у нас огромный двухтысячелетний опыт христианской жизни и спасения. Все это от того же духовного корня, от которого шли откровения и пророчества в собраниях первых христиан. Но кто же виноват, что все это у нас лежит как бы в сундуке, который мы ярко раскрасили, но открываем так редко, что поистине отсекаем себя от живоносного корня.
Мы даже забываем, для чего нужны храмы, для чего христиане должны сходиться вместе. И зачастую у нас вся духовная жизнь сводится к тому, что одни приходят в храм покупать за деньги здоровье, успех, душевный комфорт, а другие приходят этим торговать. А Господь и об этом предупредил, когда однажды «выгнал всех продающих и покупающих в храме», напомнив, что это «дом молитвы», а не «вертеп разбойников».
Не стоит завидовать первым христианам. Будем лучше дорожить и пользоваться тем, что у нас есть. Чем больше дает Господь, тем строже спросит. А чтобы усвоить данное Богом, и тем самым спастись, древним христианам надо было приложить ничуть не меньше усилий, чем нам с вами.