Проповедь в день празднования 40 Севастийских мучеников священника Михаила Бравермана
Март 21st 2011 -
Священник Михаил Браверман
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, 9 марта по юлианскому календарю совершается празднование памяти святых сорока мучеников Севастийских. Сорока воинов в 320 году уже на самом исходе гонений своею смертью засвидетельствовавших веру во Христа воскресшего.
С древних времен особая торжественность этого дня для нас выражена тем, что сегодня на литургии Преждеосвященных Даров звучит чтение Нового Завета. И слово Писания каждого человека призывает быть со Христом, быть с Богом, принадлежать Царству Небесному. Но много званых, — говорит Христос Спаситель, — и мало избранных.
Но в чем разница меду первыми и вторыми? Как можем мы понимать слова Христовы? Званые Богом, призванные в Царство Божие – это весь мир, это все люди, потому что Христос пришел в мир для всех людей. Для тех, кто жил до Его воплощения, для тех, кто был современником Его земного служения. Христос Спаситель пришел для нас с вами и для всех тех, кто еще только будет вызван из небытия к жизни.
И никогда не рано прийти ко Христу человеку в юности, и никогда не поздно прийти ко Христу человеку в старости. И каждый, приходящий к Господу, по дару Его любви имеет надежду участвовать в Его вечном Царстве. И тайну Царству Божия, полноту любви Христовой открывает нам Господь в притчах.
И сегодня слышали мы о работниках одиннадцатого часа. Они, нанятые трудиться уже вечером, от господина виноградника получают ту же награду, что и нанятые рано утром. Притча, которая говорит о таинственном и непознаваемом в земных образах, может стать для человека абсолютной реальностью Царства Божия.
Так это и случилось с одним из сорока Севастийских мучеников. Он был стражником обреченных на смерть мучеников, но, видя их веру, таинственно созерцая венцы славы, которые уготовал им Господь, этот человек и сам уверовал, исповедовал себя христианином, и тоже принял смерть, и тоже получил венец славы и жизнь вечную.
Говоря об образном языке притчи, обращаясь к символам Священного Писания, мы сознаем, что Сам Христос и господин виноградника, и Сам Христос и виноград. Господь говорит о том, что Он есть виноградная лоза, о том, что человек, чтобы принести плод, должен пребывать в Нем, и о том, что человек сам по себе не может творить ничего.
Но человек может захотеть быть со Христом, человек может всю свою жизнь направить к Богу, человек может свое сердце открыть навстречу Христу Спасителю. И тогда благодать Христова будет освящать человека, будет преображать его из званого в уже избранного.
Так это было и в жизни всех святых. И апостол Павел говорит, что мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех. И с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Ему же и слава во веки веков. Аминь.