Проповедь в четверг 1-й подготовительной Седмицы
Февраль 10th 2014 -
протоиерей Вячеслав Резников
О грехе и о истине
(Мк. 13, 31 — 14, 2)
(1 Ин. 1, 8 — 2, 6)
Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Что же получается: в ком нет греха, в том нет и истины?! — «Никак»! — ответил бы Апостол Павел на этот лукавый поворот мысли (Рим. 6, 15). Ибо далее Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать, как Он поступал». И «кто говорит: „я познал Его“, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины». Значит, все-таки, как раз если согрешаем, то нет в нас истины!
Недаром Апостол убеждает нас: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали». Апостол всех, без исключения, просит об этом. Значит, для каждого вполне по силам — совсем не грешить. Но если эта просьба дойдет до сердца, и вдруг — совсем перестанем грешить, и, наконец-то, радостно отчитаемся, «что не имеем греха», то… — снова представим Бога «лживым»! Что же, замыкается круг, из которого нет выхода?
Но в этот круг мы сами себя загоняем своей лукавой логикой. А вслушаемся внимательно в слова Апостола. Он ополчается против двух конкретных людей: против того, кто говорит «не имею греха», и против того, кто говорит: «Я познал Его». И ублажает он третьего человека, который не говорит ни первого, ни второго, а просто исповедует грехи свои. И если мы это делаем, «то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Если мы, стараясь «поступать так, как Он поступал», вдруг оступимся, то — сразу какие силы приходят на помощь: «мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира»! И мгновенно круг размыкается.
У одного подвижника некий человек спросил: «Почему ты, отче, такой молитвенник и чудотворец, столь почитаемый людьми, говоришь, что ты грешнее всех»? А тот в ответ спросил: «Скажи мне, кто ты в своей деревне»? — «Самый богатый человек». — «А кем ты себя чувствуешь в Антиохии»? — «Одним из равных». — «А в Константинополе»? — «Одним из бедных». — «Ну а кем ты себя почувствуешь при царском дворе?» — «Последним нищим», — ответил тот. Вот так меняется духовное самочувствие человека по мере приближения к Богу, по мере познания Его, по мере того, как соблюдаем Его заповеди, и по мере того, как истина входит в душу. А если в душе истина, то и в голову не придет, «что не имеем греха».